
В заключительной части дневников Ксения Ильина рассказывает о ещё нескольких ярких премьерах фестиваля, названия которых стоит запомнить для просмотра в будущем.
«Что эта природа говорит тебе», реж. Хон Сан-су

Хон Сан-су — ещё один завсегдатай Берлинале. Его фильмы последние несколько лет показываются исключительно в рамках основного конкурса, а сам постановщик с завидной регулярностью (буквально — каждый год) увозит из Берлина награды. Для любого, кто смотрел хотя бы пару фильмов корейского режиссёра, не секрет, что он снимает их в очень похожей манере (это, конечно, обманчивое и даже вредное утверждение) и элементы его авторского стиля, например разговоры по душам за бутылочкой какого-нибудь национального корейского напитка (раньше — соджу, последние фильмы — макколи) или внезапные и бессмысленные для сюжета клоузапы, кочуют из одной картины в другую. Но это никогда не значит, что Хон Сан-су повторяет сам себя.
«Что эта природа говорит тебе» — возможно, не лучший фильм в карьере постановщика, однако сотканный из тех же полувоздушных материй, что и его другие работы. Фильм открывается сценой в машине: двое молодых людей, парень Донхва (Ха Сон-гук) и девушка Джунхи (Кан Со-и) перекидываются вежливыми фразами. Зритель понимает пока только то, что парень подвёз девушку до дома и она мило благодарит его за это.
Комизм ситуации начинается уже тут: на самом деле Донхва и Джунхи встречаются целых три года, но девушка не торопится приглашать возлюбленного в гости — родители не поймут. В конечном счёте знакомство с родителями происходит уже через несколько минут, Донхва и папа девушки (Квон Хэ-хё) удаляются на лавочку с живописным видом на болтовню по душам. В ходе «допроса» отец героини будет пытаться понять, достоин ли поэт Донхва быть вместе с его дочерью. Однако, конечно, допрос этот будет специфичным: обмен любезностями и комичные перепрыгивания с одной необязательной темы на другую — в попытках понять «нутро» друг друга. По ходу фильма Донхва познакомится с сестрой и мамой своей девушки, и общение с ними вскроет самые разные стороны личности парня.
Всё это и правда звучит знакомо, однако режиссёр разговаривает в своём новом фильме ещё и об экономическом вопросе и разрыве между социальными классами. Донхва — сын известного адвоката, который не поддерживает связи с отцом и не получает от него средств к существованию. Однако наличие богатого и статусного родителя становится одной из повторяющихся тем разговоров между героями. Семья Джунхи тоже довольно состоятельна, поэтому отец девушки «проверяет» возлюбленного дочери на потенциальную возможность включения в свой круг. Однако этот мотив, вполне отчётливо присутствующий в фильме, никоим образом не утяжеляет привычную прелесть фильмов режиссёра, которая кроется между строк задушевных разговоров в разной степени одиноких людей.
«Голубая тропа», реж. Габриель Маскару

Бойкой и едкой женщине Терезе (Дениз Вайнберг) 77 лет, поэтому заботливое бразильское правительство хочет поскорее избавиться от неё, отправив в дом престарелых. Даже в пору развитого капитализма рабочие места сами себя не создадут, и Тереза в своём «почтенном» возрасте представляет угрозу для молодых и рвущихся в бой работников завода по производству мяса аллигаторов. Но возраст — он всегда лишь на бумаге, поэтому героиня не намерена так просто сдаваться, надевать постыдные подгузники, забираться в повозку-драндулет и ехать в Колонию, откуда никто не возвращается. Забрав всю имеющуюся наличку (дочь Терезы теперь контролирует её счета, и воспользоваться карточкой героиня может только с её разрешения) и подкупив перевозчика бананов Каду (уморительная роль Родриго Санторо), женщина отправляется в путешествие по Амазонке, чтобы осуществить свою давнюю мечту — полетать на самолёте.
Бразилец Габриель Маскару (его предыдущий фильм «Божественная любовь» выходил в российский прокат в 2019 году) не ограничивает себя жанром: его фильм, начинаясь как сатира на бразильское общество будущего, по мере движения сюжета уходит то на территорию почти что шпионского водного роуд-муви, то антиутопии с вкраплениями магического реализма, то тёплого драмеди о сестринстве и дружбе. Все эти жанры здесь совершенно не противоречат друг другу и работают на создание объёмной драматургии. Ну и, конечно, стоит отдельно сказать о том, как режиссёр показывает свою родину и, в частности, места Амазонии — это безумной красоты и высокой чёткости кадры, которые заводят фильм в том числе и на территорию сказки, в которой вырваться из цепей политической и человеческой несвободы можно в любом возрасте.
«Мечты», реж. Даг Йохан Хёугеруд

Формально фильм-победитель этого фестиваля — завершающая часть трилогии «Мечты» — «Секс» — «Любовь» норвежского режиссёра Дага Йохана Хёугеруда. Он снял её в довольно быстрые сроки: первый фильм, «Секс», был показан в рамках программы «Панорама» прошлогоднего Берлинале, а вторая часть, «Любовь», была представлена уже на Венецианском кинофестивале — 2024. Но, как это часто бывает с талантливыми трилогиями, фильмы из неё можно смотреть и по отдельности, не потеряв смыслов.
Главная героиня «Мечт» — 17-летняя Йоханне (Элла Эвербю), не по годам мудрая и восприимчивая к миру. Это не значит, что ей не о чем поговорить с подружками и у неё нет увлечений, «соответствующих возрасту». Девушка занимается танцами и подумывает о том, чтобы связать с ними свою будущую карьеру. Однако о главном — нежных чувствах, которыми она проникается к учительнице французского и художнице Йоханне (Селоме Эмнету), — главная героиня не расскажет приятельницам. Она решает записать свои переживания в дневник, а потом, поразмыслив и поняв, что написанное очень хочется с кем-то разделить, покажет текст бабушке. Та, поэтесса, говорит внучке, что её текст — готовый роман, и советует его опубликовать. Мама тоже вскоре прочтёт рукопись — и сначала не поверит в то, что это написала её собственная дочь.
Основное внимание в своём фильме Хёугеруд — не только режиссёр, но и писатель — уделяет исключительно женским персонажам. Они, представительницы разных поколений, вступают в бережное взаимодействие друг с другом и благодаря этой коммуникации понимают многое о себе и мире.
«Мечты» — тонкое и трогательное разговорное кино о взрослении и творчестве, а переживания главной героини проговариваются ею самой, закадровым голосом. Фильм, который снял норвежец Хёугеруд, — это и любовное письмо, посвящённое Осло: главная героиня перемещается по его проспектам и улочкам, огибает углы больших зданий и проскальзывает между небольшими домиками. Это её — и режиссёра — путешествие к себе через любовь к пространству, в котором ты меняешься и оно меняется вместе с тобой.