
Уже 6 августа возвращается на экраны одна из главных сериальных сенсаций последних лет ― оригинальный проект Netflix «Уэнздей». Это история мрачного подростка Уэнздей Аддамс, которую отправляют на обучение в закрытую академию для детей с паранормальными способностями. Первый сезон в 2022 году свёл с ума весь интернет и достиг впечатляющих просмотров, выступив на равных с «Очень странными делами» и «Игрой в кальмара». Netflix не стал подгонять создателей ковать железо пока горячо и дал им время на тщательную проработку продолжения, которое выходит лишь три года спустя. После столь долгого (по меркам сегодняшнего производства) перерыва «Уэнздей» придётся заново завоёвывать зрительскую любовь. А нам всем не помешает вспомнить, какие элементы составляют азбуку сериала.
Второй сезон «Уэнздей» выйдет на Netflix в двух частях. Первая половина ― 6 августа, а оставшиеся четыре серии ― 3 сентября.
Аддамсы
Семейка Аддамс как персонажи газетных комиксов появились ещё в 1938 году с лёгкой руки художника-сатирика Чарльза Аддамса, решившего высмеять с помощью чёрного юмора концепцию «идеальной американской семьи». Естественно, такие колоритные герои не смогли существовать только в печатном виде и вскоре материализовались на экране. Сначала в 1964 году вышел чрезвычайно популярный в США сериал «Семейка Аддамс», а в начале 1990-х ― ныне культовая игровая дилогия Барри Зонненфельда «Семейка Аддамс» и «Моральные ценности семейки Аддамс».

Аддамсы, несмотря на свою полнейшую девиантность, — образец счастливой полноценной семьи. Как правило, в их роскошном готическом особняке проживают мама, папа, двое детей, бабушка, дворецкий, иногда в доме гостит дядя. Сериал Netflix является спин-оффом всей этой истории, фокусируясь конкретно на дочери Уэнздей. Имя взято из старой английской считалочки («Ребёнок, родившийся в среду, полон печали»), и оно прекрасно описывает характер героини, которая всегда предстаёт мрачной, замкнутой эмо-гёрл с фиксацией на причинении боли другим.
Бёртон
Многие ошибочно приписывают фильмы про Семейку Аддамс из 1990-х Тиму Бёртону (расхожий пример эффекта Манделы среди любителей кино), потому что те всем ― эстетикой, юмором, персонажами, визуальным пиршеством ― напоминают работы режиссёра. Но Тим Бёртон никогда не снимал фильмы про эту семейку, хотя очень сильно хотел: однажды ему даже предложили режиссёрский пост самой первой картины, однако постановщик был занят «Бэтменом». В 2010-м он снова загорелся идеей экранизации историй Чарльза Аддамса и планировал выполнить её с помощью стоп-моушен-анимации, как он делал свой «Труп невесты». К сожалению, и эта попытка ни к чему не привела.

Тем не менее свершиться творческому союзу семейства Аддамс и Тима Бёртона было предначертано судьбой. И случился он в самый нужный для режиссёра момент, когда тот, разочаровавшись в родной для него студии Disney после изматывающей работы над «Дамбо», задумался окончательно уйти из кино. Но тут у него на пороге появились шоураннеры Альфред Гоф и Майлз Миллар со сценарием «Уэнздей», в который Бёртон моментально влюбился. В нём он увидел историю изгоя, каким он сам был в школьные годы. В итоге постановщик «Сонной Лощины» стал лицом грядущего сериала, собственноручно поставил первые четыре эпизода, позвав в проект своих давних соавторов ― композитора Дэнни Элфмана и художника по костюмам Коллин Этвуд, у которой, кстати говоря, четыре премии «Оскар»!
Работа над «Уэнздей» вдохновила Бёртона на создание продолжения «Битлджуса», который многие назвали лучшей картиной режиссёра за долгие годы. Во втором сезоне Тим Бёртон остаётся главенствующей творческой единицей, на его счету также четыре серии, но на этот раз он не только открывает сезон, но и подводит к финалу.
Вещь

Одним из самых узнаваемых и вместе с тем любимых персонажей в мире «Семейки Аддамс» является отрубленная рука неизвестного члена семьи, которая наделена сознанием, разговаривает на языке жестов и откликается на имя Вещь (Thing в оригинале). По сюжету сериала родители Уэнздей отправляют Вещь шпионить за девушкой в академии, однако та быстро его вычисляет и договаривается с ним о сотрудничестве. Вскоре Вещь становится верным соратником Уэнздей и не раз её спасает. Кстати, в сериале Вещь лишь иногда компьютерный, чаще всего на экране настоящая рука румынского фокусника Виктора Доробанту, чья ловкость рук ― сама по себе удивительный практический спецэффект (видео его фокусов можно найти практически в любой соцсети).
Готическая комедия с детективной интригой
Все мы знаем, что Тим Бёртон обожает готику и лучше него в кино с нею никто не работает. Шоураннеры сериала не скрывают, что вдохновлялись не только фильмами Зонненфельда, но и, конечно, пересматривали «Битлджуса», «Эдварда руки-ножницы» и «Сонную Лощину». Более того, успех сериала был настолько велик, что уже утратившая актуальность эстетика субкультур эмо и готов вновь стала популярной, особенно среди подростковой аудитории, на которую направлен сериал.

При этом мрачный юмор и зачастую ярко визуализированные шутки о смерти оттягивают совсем уж инфантильное повествование в сторону более взрослой аудитории, которой проблемы зумеров малоинтересны, а вот пираньи в школьном бассейне уже способны вызвать саркастическую улыбку. Пока юные герои пытаются разобраться в своих чувствах друг к другу, параллельно разворачивается детективная линия с поисками убийцы в небольшом городе, занимая интерес более взрослой аудитории.
Дженна Ортега

Залогом успеха шоу стал выбор актрисы на главную роль. Дженна Ортега, ожидаемо проснувшаяся мировой звездой после релиза «Уэнздей», дотошно подошла к своему экранному образу: научилась играть на виолончели, грести на каноэ, профессионально фехтовать и говорить по-немецки. Однако так обаятельно хмуриться актрису никто научить не мог, а именно в этом и кроется весь шарм героини. Правда, образ язвительного подростка с печальными глазами к Ортеге прилип настолько сильно, что актриса который год не может из него выйти.
Читайте также: Дженна Ортега — портрет новой королевы крика
Иерихон
Иерихон ― маленький тихий городок в штате Вермонт, где происходят события первого сезона. Именно там расположена академия, куда поступает Уэнздей и где училась её мама Мортиша. У города есть своя давняя история, восходящая к первооткрывателю Джозефу Крэкстоуну: именно он много лет назад изгнал с этой территории местных жителей только потому, что они были неверующими. Эта сюжетная линия, пронизывающая весь сезон, поднимает тему критики колониализма и акцентирует противостояние «нормисов» и фриков, которые в разных веках отличались по-разному. Когда-то достаточно было лишь другого цвета кожи, когда-то ― иного вероисповедания, а сейчас, согласно сериалу, наличия сверхъестественных сил.

Шерифом в городе является Донован Галпин (Джейми МакШейн), который ведёт расследование по делу о загадочном убийстве (происходит в финале первой серии) и подозревает, что во всём этом как-то замешана Уэнздей. Ещё у шерифа есть сын Тайлер (Хантер Духэн), выступающий в роли основного романтического интереса главной героини. Однако и Тайлер кое-что скрывает.
Кристина Риччи

Тим Бёртон работал с актрисой над «Сонной Лощиной» и решил лично позвать её сыграть небольшую роль второго плана в сериале «Уэнздей». Риччи появляется в образе причудливой преподавательницы ботаники Мэрилин Торнхилл и по совместительству покровительницы Уэнздей. Поначалу всё это кажется забавной кастинговой отсылкой к фильму Барри Зонненфельда для поклонников лора «Семейки Аддамс», но к финалу сезона всё становится чуточку интереснее.
Ларисса Уимс

Так зовут строгую директрису академии «Невермор», куда переводят Уэнздей. Ларисса Уимс раньше училась с её мамой, Мортишей, с которой они делили комнату в общежитии и не могли поделить парней. Именно по старой дружбе Мортише удаётся уговорить Лариссу принять свою непутёвую дочь в академию. Мотивы и намерения директрисы до самого конца сезона остаются запутанными, делая её одной из самых любопытных героинь сериала. Кроме того, у неё есть способность менять обличия и превращаться в кого угодно. Лариссу Уимс сыграла колоритная британская актриса и муза Питера Стрикленда Гвендолин Кристи. Во втором сезоне в академию придёт новый директор. Его роль исполнит небезызвестный Стив Бушеми.
Мортиша и Гомес

До этого все истории о семейке Аддамс вращались вокруг супругов Мортиши и Гомеса, но теперь в центре сюжета оказывается их дочь. При этом нельзя сказать, что родители в сериале задвинуты на задний план, да и как можно туда задвинуть персонажей, которых играет столь выразительный актёрский тандем из Кэтрин Зеты-Джонс и Луиса Гусмана (какая у них химия!). Сюжет так или иначе пересекается с фамильной историей Аддамсов. Например, в пятой серии раскрываются обстоятельства убийства, в котором шериф Иерихона Донован Галпин уже 32 года обвиняет Гомеса. А подростковый бунт Уэнздей во многом проявляется в том, чтобы не пойти по стопам своей матери, но когда у девочки пробуждаются экстрасенсорные способности, она понимает, что у неё с мамой всё-таки много общего. Второй сезон обещает углубиться в отношения Уэнздей и Мортиши.
«Невермор»

Академия «Невермор» получила своё название в честь Эдгара Аллана По, который, согласно мифологии сериала, в ней когда-то учился, а теперь там ежегодно идут соревнования за Кубок По (аналог Кубка Огня в «Гарри Поттере»). Здание академии представляет собой огромный готический замок, в котором ученики живут, учатся и занимаются различными факультативами. Как таковых в «Неверморе» нет факультетов, однако ученики разделены на группы согласно своим способностям и сказочным принадлежностям. Например, есть сирены, вампиры, горгоны, оборотни или просто дети с какими-то паранормальными силами. Уэнздей может видеть будущее человека, если прикоснётся к нему рукой. Кто-то способен перемещать предметы силой мысли, другой ― на время оживлять свои рисунки.
Поп-культурный коктейль

Несмотря на рекорды по просмотрам и огромный хайп вокруг сериала, первый сезон «Уэнздей» много критиковали. В основном за излишнюю политкорректность и за то, что проект, по сути, пережёвывает одни и те же мотивы уже известных подростковых проектов. В частности, шли сравнения с «Гарри Поттером», «Очень странными делами», «Эйфорией», кто-то даже вспомнил «Веронику Марс». Не на всех сработала подобная постмодернистская солянка из знакомых образов и сюжетных тропов, адаптированных под поколение TikTok и поданных в модных фильтрах.
Румыния

Сериалу нужно отдать должное за съёмки в живописных локациях. Всю эту красоту нашли в Румынии, где в роли академии «Невермор» выступил известный замок Кантакузино в неорумынском стиле, служивший санаторием во время коммунизма, а потом ставший мировым культурно-архитектурным достоянием. Город Иерихон построили с нуля, вдохновляясь одновременно оригинальными рисунками Чарльза Аддамса и фильмами Бёртона, для которых тоже приходилось строить масштабные сказочные декорации («Битлджус» и «Чарли и шоколадная фабрика»).
Танец Уэнздей

В четвёртой серии героиня Дженны Ортеги соглашается пойти на школьный бал, где поражает всех своим необычным танцем под композицию Goo Goo Muck группы The Cramps. Актриса придумала всю хореографию сама, взяв по чуть-чуть от Сьюзи Сью, Боба Фосси и из архивных записей того, как готы танцевали в 1980-х на вечеринках. В итоге танец завирусился в интернете, его наложили на песню Леди Гаги Bloody Mary. Спустя пару месяцев весь мир танцевал как Уэнздей: от простых школьниц до суперзвёзд вроде Ким Кардашьян и Мадонны. Не удержалась даже российская фигуристка Камила Валиева, воссоздавшая танец во время своего выступления на чемпионате. Goo Goo Muck ворвалась в лидеры музыкальных чартов, за ней последовала и композиция Bloody Mary. Леди Гага тоже с радостью повторила танец Уэнздей в Сети, но на этом не остановилась. Недавно стало известно, что актриса и певица вошла в актёрский состав второго сезона и появится в образе легендарной преподавательницы «Невермора» Розалин Ротвуд. Также Леди Гага специально для сериала записала новый трек Dead Dance, релиз которого должен совпасть с появлением Ротвуд на экране.
Фестер

Ещё один знаковый персонаж в мифологии Аддамсов ― это дядюшка Фестер, вечно весёлый и вечно находящийся в бегах. Дядя Фестер обладает способностью создавать электричество, и Уэнздей, как правило, его просто обожает, благодаря схожему чувству юмора. Актёр, сыгравший Фестера, держался в тайне практически до самого релиза, что породило в Сети множество спекуляций. Кто-то считал, что дядюшку сыграет любимец Тима Бёртона Джонни Депп, который избегал лишней публичности из-за судебных разбирательств с бывшей женой. Однако догадки не оправдались, роль дяди Фестера досталась комедийному актёру Фреду Армисену. Он, впрочем, прекрасно с ней справился.
Энид Синклер

Уэнздей по своей природе старается ни с кем не дружить и держаться ото всех в стороне, однако в «Неверморе» никто не живёт поодиночке. Её подселяют к жизнерадостной Энид Синклер (Эмма Майерс), девочке-оборотню, которая всё никак не научится превращаться в волчицу. В свободное от учёбы время Энид ведёт школьный блог со сплетнями, сама по себе она общительная и доброжелательная, часто носит розовый и любит блёстки. Как нетрудно догадаться, героини являются полными противоположностями, но, как известно, противоположности притягиваются. В конце концов Энид и Уэнздей становятся подругами, чья дружба сыграет важную роль во втором сезоне. По сюжету Уэнздей должна будет предотвратить убийство Энид, которое ей открывается в очередном видении.