Если вывести за скобки кинокритиков, киноманов и самих кинематографистов, то самая распространенная у нас реакция на итог 70-го, юбилейного, Каннского кинофестиваля, это «кто-кто победил»? Предыдущий фильм триумфатора главного киносмотра планеты в России посмотрели три тысячи девятьсот человек. То, что на полке у Рубена Эстлунда уже стоят медведь за короткий метр в Берлине, награда жюри программы «Особой взгляд» в тех же Каннах и приз ФИПРЕССИ, внимание, Московского кинофестиваля — не аргумент. Эстлунда у нас не знали. Ну, вот теперь уж точно пора знакомиться.
Член жюри Уилл Смит не даром так доволен. Фильм-победитель снят в жанре, которому он, кажется, посвятил жизнь. Комедийный хоррор. Правда, такого уровня, до которого тем же «Людям в черном» в другую галактику лететь. Сюжет «Квадрата»: у куратора музея современного искусства крадут телефон и бумажник. На дворе 21-й век, сотовый выслеживают элементарно. И вот уже жертва превращается в палача и отправляется вершить правосудие в рабочий район Стокгольма.
Рубен Эстлунд, обладатель Золотой пальмовой ветви 70-го Каннского кинофестиваля: «Я люблю ситуации, когда комичное и ужасающее сочетаются. Это ставит в замешательство зрителя, он не знает, как реагировать. Он смеётся, а уже в следующий момент видит нечто пугающее».
Впрочем, в историю нашего кино Каннский 70-й войдёт не Эстлундом. Случай не просто редкий, а почти уникальный. Два российских фильма в двух главных программах уезжают с наградами и восхитительными отзывами. Андрей Звягинцев, собравший на фестивале просто-напросто лучшую прессу и считавшийся одним из главных фаворитов, получил приз жюри. И мы все запомним эти семиминутные аплодисменты после премьеры.
Андрей Звягинцев, режиссёр: «Как водится у нас с Олегом Негиным, мы сидели у него и искали, что делать дальше. И вот с таким волнением Олег рассказал мне эту историю, «Нелюбовь», и я сказал: Олег, мне кажется это большое кино, давай его делать. И на основании этих трёх страниц продюсер Александр Роднянский запустил проект, то есть запустил его в производство».
Куда больший сюрприз — Кантемир Балагов c «Теснотой». Ещё месяц назад двадцатишестилетний уроженец Нальчика был просто одним из учеников Александра Сокурова. В этом статусе он в Канны уезжал, а возвращается как автор одного из лучших фильмов фестиваля вообще и конкурса «Особый взгляд» в частности, всеобщий любимец, обладатель премии «Фипресси» и тот, к кому на фотоколл забегает Колин Фаррел.
Действие «Тесноты» разворачивается в конце 90-х на Северном Кавказе. В еврейской общине. Молодые готовятся к свадьбе, но влюблённых похищают, прислав взамен требование выкупа. Идти в милицию бесполезно, вопрос надо решать иначе. Никогда ещё Татьяна Буланова не звучала так пронзительно.
Третий русскоязычный режиссёр смотра Сергей Лозница поставил и жюри и публику Канн в тупик своей постмодернистской экранизацией рассказа Достоевского «Кроткая». Кто-то после показа свистел, кто-то ушёл в середине, но были и те, кто объявили картину единственным оправданием в целом посредственного основного конкурса.
В целом же, Педро Альмодовар сотоварищи сделали именно то, чего ждали от жюри в этом году. Прервали как минимум трёхлетнюю традицию скверных и необъяснимых судейских решений. Награды получили все лучшие: Линн Рэмси за сценарий «Ты никогда не был здесь», а Хоакин Феникс за главную в этой ленте роль. Йоргос Лантимос опять же за сценарий, премию поделили на двоих, «Убийства священного оленя». Лучший дебют — Леонор Серай с «Молодой женщиной», Дайан Крюгер — лучшая роль в «На пределе», гран-при жюри — Робен Кампийо со «120 ударами в минуту», лучший режиссёр — София Коппола с одним из самых ожидаемых фильмов сезона — «Роковым искушением». Юбилейная награда — Николь Кидман, звезда аж трёх фильмов смотра.
Плакатным символом 70-го Каннского фестиваля была Клаудия Кардинале с развевающейся юбкой. Реальным — Дэвид Линч, подаривший смотру на юбилей первые серии третьего сезона «Твин Пикса». Вполне возможно, это был его последний проход по красной ковровой дорожке, режиссёр заявил, что больше не будет снимать кино.
Праздник для избранных завершен. Наступает праздник народный — картины выходят в прокат. И возглавляет колонну снова наш Андрей Звягинцев. На российских экранах «Нелюбовь» появится первого июня. Предсказываем «левиафановские» споры.