14 ноября в российских кинотеатрах выходит психологический хоррор «Еретик», по сюжету которого Хью Грант испытывает на прочность веру юных миссионерок. Уже спустя две недели, 28 ноября, в прокате окажется семейная комедия «Приключения Паддингтона 3», где Грант возвращается к роли непутёвого вора Феликса Бьюкенена ради одной сцены.
Многогранность персонажей английского актёра последних лет поражает. Поражает и то, с каким отношением он подходит к своей работе: основательно и в то же время легкомысленно, уверенно и в то же время нерешительно. Хью Грант — человек многих талантов и недостатков, которые ещё не вся публика готова принять. И всё же этот актёр заслуживает любовь кинозрителей.
Он покорил множество сердец
До того как зарекомендовать себя романтическим героем, Грант ввязался в несколько проектов разной степени увлекательности. Это, в частности, награждённая венецианскими призами драма «Морис», комедийный хоррор с вампирами и гигантской змеёй «Логово белого червя», эротический триллер Романа Полански «Горькая луна», где по-английски приличный персонаж вынужден выслушивать бесстыдные рассказы американца о сексуальной жизни, и «На исходе дня» с восемью номинациями на «Оскар».
В 1994 году на экраны выходит комедия «Четыре свадьбы и одни похороны». Очаровательный британец по имени Чарльз, напрочь лишённый чувства времени, мигом завоёвывает женскую аудиторию, а исполнитель роли становится кинозвездой. До прослушивания Грант не знал, куда себя деть. У него не получалось найти проект, который запустил бы его карьеру, поэтому в перерывах между душевными метаниями он, например, обучал английскому акценту французскую актрису Жюльет Бинош.
Поскольку Грант буквально оживил сценарий «Четырёх свадеб», явив собой тот самый недостающий элемент юмористического колорита, автор скрипта Ричард Кёртис возвёл его в ранг своих любимчиков и звонил всякий раз, когда на бумаге появлялась роль под стать.
В «Ноттинг Хилле» ему достался скромный владелец убыточного магазина, влюбляющийся в знаменитую актрису, в «Дневнике Бриджит Джонс» он был обольстительным издателем без толики совести, в «Реальной любви» — обворожительным премьер-министром, который проникается симпатией к неловкой секретарше.
В Хью есть кое-что от Уилла из «Моего мальчика», и дело не в обезоруживающей улыбке: он тоже потратил значительное время попусту. Сидел перед телевизором и лениво следил за телеигрой, не относился всерьёз к вопросам, которые требовали вдумчивого ответа. По собственному признанию, Грант также был поверхностен в том, что касается целей жизни и отношений.
Он понимает, что всему своё время
Долгое время Гранту было по душе сниматься в лёгких, беззаботных фильмах, которые не требовали грандиозных драматических талантов. Он понимал, чего публика ждёт от него, и намеренно стирал грань между собой и персонажем, превращаясь в отдалённую версию себя. В жизни он более резок, лукав, нервозен, хотя по-прежнему обаятелен. И потому симптоматично его прогрессирующее разочарование в такого рода проектах.
В середине нулевых работа перестала удовлетворять Гранта. Ромкомы «С глаз — долой, из чарта — вон!» (где он по иронии играет вышедшего в тираж музыканта) и «Супруги Морган в бегах» окончательно разуверили актёра в профессиональном пути: «Хотел я того или нет, дни, когда я был высокооплачиваемым исполнителем главной роли, прошли в одночасье». Это осознание заставило его взять перерыв от ролей и задуматься, чем ещё можно заполнить будни.
Возрождением карьеры и интереса к кино Грант обязан Стивену Фрирзу. В 2015 году режиссёр «ни с того ни с сего» позвал практически не снимавшегося соотечественника на роль Сен Клэра Бэйфилда в фильм «Примадонна» с Мэрил Стрип в роли оперной певицы Флоренс Фостер Дженкинс. За критическим признанием и престижными номинациями последовали предложения, о которых, казалось, Грант и мечтал.
К большинству его персонажей последних семи лет испытываешь хотя бы толику отвращения. В «Чрезвычайно английском скандале» того же Фрирза политик Джереми Торп пытается отделаться всеми способами от бывшего любовника, в «Приключениях Паддингтона 2» наглый вор Феликс Бьюкенен подставляет любимого мишку, в «Джентльменах» частный детектив Флетчер шантажирует славного малого Микки Пирсона, а в «Отыграть назад» врач Джонатан Фрейзер бедокурит сразу на две семьи. В предстоящем «Еретике» герой Гранта — полный энтузиазма пенсионер-затворник, ставший кошмаром для двух мормонских миссионерок. Поздний период в своей фильмографии актёр называет «эрой фрик-шоу» — и это довольно точная характеристика.
Он умеет рассмешить (и озадачить)
В своих главных ромкомах Грант — неуверенный в себе парень, использующий неловкий юмор как прикрытие. Одалживая образ у Чарльза из «Четырёх свадеб», он произнёс одну из самых смешных речей в истории «Золотого глобуса». С «огромной неохотой» похвалил людей, работавших над фильмом, и устроил каждому что-то вроде джентльменской прожарки за 10 секунд: «Дункан Кенуорси долго смеялся над шутками, даже когда они уже перестали быть смешными».
Между тем в обыденности, вне персонажных оболочек, мальчишеское очарование сменяется чем-то хищническим, бескомпромиссным и сварливым. Он объясняет такое поведение теорией своей матери насчёт англичан: «Им нужно две порции джина с тоником, чтобы стать людьми». Коллеги (особенно те, кто помоложе) не всегда могут различать, когда актёр язвительно шутит, а когда говорит со всей серьёзностью.
Когда джина с тоником нет, происходит вот что: на шоу Опры Уинфри актёр пошутил, что у его партнёрши по фильму «Ноттинг Хилл» Джулии Робертс настолько большой рот, что при поцелуе было слышно слабое эхо. Обеспокоенный внутренней политикой, Грант послал тогдашнего премьер-министра Бориса Джонсона на несколько общеизвестных букв и окрестил раскрученной резиновой игрушкой для ванны. Он также не очень-то хотел присутствовать на 95-м «Оскаре», о чём говорит отстранённое и чрезмерно прямолинейное интервью с Эшли Грэм на красной дорожке. В его защиту Дрю Бэрримор сказала: «Это и есть Хью Грант», — имея в виду, что такое поведение нормально для него и намеренно он не грубил.
Отдельного упоминания заслуживает мнимая вражда с коллегой по «Дневнику Бриджит Джонс» Колином Фёртом. Эхо мальчишеской драки Дэниэла Кливера и Марка Дарси, никогда прежде серьёзно не махавших кулаками в своих отглаженных костюмах, перетекло из фильма в многочисленные интервью с забавными колкостями. В какой-то момент Фёрту пришлось уточнить, что они с Грантом в хороших отношениях и лишь подшучивают друг над другом смеха ради. Что для Хью идеальное счастье? Пить пиво London Pride, закусывая твиглетами, и читать о кассовом и критическом провале Колина Фёрта.
Он тоже может быть неуверенным
Работа на съёмочной площадке пугает Хью, камера сковывает, в мыслях проносится «ненавижу киноиндустрию». Стоит режиссёру произнести «Мотор!», и будто срабатывает защитный механизм, не позволяющий повторить с той же степенью раскованности то, что было достигнуто на репетиции. Это главная причина, по которой Грант детально продумывает предысторию своих персонажей, — так он может быть более уверенным. Чтобы снизить нервозность, Тони Коллетт как-то пыталась заставить его пройти курс иглоукалывания.
Получив высшее образование, Хью, как и многие ровесники, отдался течению. Грант никогда не грезил о карьере актёра и считал работу в кино промежуточным этапом. Куда больше ему нравилось писать тексты. В его затерявшемся со временем портфолио — радиореклама пива Red Stripe и средств для укладки волос бренда Brylcreem.
Несмотря на выпячиваемое отсутствие интереса, Грант всегда был придирчив и строг к своему исполнению, словно подстёгивая выкладываться сильнее. Это не укрывалось от стороннего взгляда. «У меня сложилось стойкое впечатление, что Хью испытывал отвращение к собственной игре», — отмечала постановщица «Дневника Бриджит Джонс» Шэрон Магуайр. Более категоричную формулировку подобрал Хью Бонневилль: «Все эти разговоры по типу “мне не нравится играть в кино, я хотел бы стать бухгалтером” — чепуха. Он может прикидываться незаинтересованным в профессии и преуменьшать свои способности, но он замечательный актёр, который усердно работает на площадке».
Даже на седьмом десятке Грант продолжает твердить, что его техника хотя и прогрессировала, но по-прежнему несовершенна.
Он пишет не только в стол
Мечту о писательстве актёр пронёс сквозь года. Достичь её мешает отсутствие не идей, а самодисциплины: без чётко очерченной мотивации Грант не может заставить себя встать с кровати, что уж говорить о написании романа. И всё же одна книга под его авторством, вероятно, однажды выйдет в свет — чёрная комедия, место действия которой — автомобиль.
К слову, авторами «Голубоглазого Микки» указаны Адам Шейнман и Роберт Кун, однако Грант уверяет, что он написал большую часть сценария. Для предстоящей четвёртой части «Дневника Бриджит Джонс» он самостоятельно написал сцены с участием своего героя, чтобы органичнее ввести его в сюжет.
Ещё одна страсть Гранта — политический активизм. До 50 он и представить не мог, что будет заниматься политикой, пока в какой-то момент не зачастил в здание парламента в качестве одной из главных фигур кампании The Hacked Off против злоупотребления властью в британской прессе. Дело не только в клеветнических статьях — он был одной из многих жертв телефонной прослушки таблоидом News of the World. Заручившись скрытым диктофоном, Грант добился подтверждения у бывшего сотрудника. Газета в конце концов была закрыта.
Он может быть семейным человеком
На съёмках «Грести по ветру» Грант, ещё начинающий актёр, познакомился с недавней дебютанткой Элизабет Хёрли. Они прожили вместе 13 лет. Финальную точку в романе поставила не измена (в 1995 году Гранта арестовали за оральный секс в общественном месте с секс-работницей Эстеллой Мари Томпсон), а непомерное раздражение, с которым Хёрли приходилось иметь дело каждый день. Впрочем, они остались хорошими друзьями — настолько хорошими, что Грант стал крёстным отцом сына Элизабет, Дэмиана Хёрли.
Долгие годы холостяцкой жизни официально закончились в 2018 году, когда Грант узаконил отношения с шведской предпринимательницей и телепродюсером Анной Элизабет Эберштейн. К тому моменту у него было пять детей в возрасте до восьми лет: двое от китайской актрисы Тинглан Хонг и трое от Анны, с каждой из женщин он попеременно сходился. Рождение детей оказалось лучшим, что случалось в его жизни: «Это просто прекрасно, когда вокруг столько любви. Внезапно начинаешь любить кого-то больше, чем себя. В моём случае это неслыханно».
Семейная жизнь сделала 64-летнего Хью Гранта до нелепости сентиментальным. Для него стало в порядке вещей плакать над мультфильмом «В поисках Немо» и детскими книжками про животных. Пока неясно, как дети относятся к работе отца, однако можно предположить: у Лулу Дэнджер Грант, чьё второе имя отсылает к знаменитой фразе Остина Пауэрса, могут возникнуть вопросы.