Прощаемся с годом, не прощаемся с Зинаидой. Спишемся в 2020-м!
2019-й, как всегда, был годом потерь и очарований. Причём боль и слава за отчётный период находились в балансе, в том числе, кстати, и гендерном. На любой замечательный фильм, случившийся «однажды в Голливуде», нашёлся действительно ужасный «Союз спасения». Однако манифест царизма не заслонит в наших уставших очах под набрякшими веками прокламаций феминизма или, наоборот, триумфальных камбэков outlaw со стажем, которые «обвиняют» в ответ.
Отечественное кино, чтобы ни писали злые языки в Le Monde или на «Кинопоиске», начало год за здравие. Илья Хржановский, выйдя из сталинской шинели, показал миру кузькину мать. И хоть мир ожидаемо пожал плечами, Сергей Адоньев хотя бы попытался. А что в свой 2019-й сделали Константин Эрнст и Фёдор Бондарчук — слили протест декабристов и пересмотрели итоги работы «Роскино»?
Также чересчур утончённая «Дылда» попала в шорт-лист «Оскара», дай Бог Александру Роднянскому статуэтку киноакадемии, всё лучше, чем, не дай Бог, Анатолию Максимову билетов пачку. В любом случае лучшие российские фильмы спродюсировали не они: у «Верности» Нигины Сайфуллаевой и «Иванова» Дмитрия Фальковича совсем другие бюджеты и охваты, не помешавшие нам, простым кинокритикам, полюбить эти полные скромного буржуазного обаяния кинокартины.
Важно помнить, что в 2019-м наметился ренессанс в теледокументалистике: «Колыма» Юрия Дудя*, «Норд-Ост» Катерины Гордеевой, «С закрытыми окнами» Романа Супера и ещё кое-что другое, возможно, главные фильмы года, коллективный, многоканальный YouTube окончательно одержал победу над условной «первой кнопкой».
Труженики проката, со своей стороны, в очередной и не последний раз перебдели с цензурой — и за Элтона Джона, и за «другого» парня (с особенностями). Неважно, гомосексуалы или дети с РАС — все там будут, между строчек субтитров, между умолчаний озвучки.
На сериальной ниве тоже не обошлось без казусов, в России «Эпидемия» и «Слуга народа» шли к аудитории с перебоями, переобуваясь на ходу. В цивилизованном мире финальные сезоны или новые шоу оперативно подверстали содержание к повестке, что сказалось, разумеется, на художественном воплощении. Пропаганда — даже вечных ценностей — кинематографу, увы, не в корм. И «Утреннее шоу», и второй сезон «Большой маленькой лжи» тому разочаровывающий пример, хотели как лучше, получилось, как теперь водится, натужно, огульно, неубедительно.
А этом видео Зинаида защищает от новой повестки Алена Делона:
Практически все в 2019-м стали применять фемоптику, а дуэт «Кимкибабадук», самопровозгласивший себя рупором прогресса, — и вовсе насаждать, ибо девочки кровавые им чудятся не только на экране, но и на обложках книг для детей и юношества. Таким образом одним расколом в профессиональной среде стало больше, а одним меньше — каждый «сеанс» «искусства кино» доказывает, что и в Ленинграде, и в Москве в унисон бьются сердца (главных редакторов).
Как бы там ни было, подводя итоги, невозможно не заметить, что кинематограф начал отвоёвывать себе обратно статус важнейшего из искусств, неважно, «Джокером» мы едины или Александром Петровым. Кино живее всех живых, и много ему не надо — чтобы вы посещали кинотеатры. Эдисон — молодец, но и Люмьеров не стоит сбрасывать с корабля современности. Netflix или Канны, так победим.
Все тексты Зинаиды Пронченко можно почитать по этой ссылке >>
* признан Минюстом РФ иноагентом в апреле 2022 года