2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США объявила забастовку, требуя от Альянса продюсеров кино и телевидения нового соглашения. В частности, авторы хотят повышения своих зарплат и чёткой регламентации использования искусственного интеллекта в индустрии. 14 июля к страйку Гильдии сценаристов присоединился и профсоюз Гильдии актёров. Их предыдущее трёхлетнее соглашение с Альянсом продюсеров (далее — AMPTP) также подошло к концу, и они поддержали требования коллег. О том, как вся эта ситуация уже повлияла на индустрию и каких изменений бастующим удалось достичь за эти 13 недель, рассказывает кинокритик Елена Зархина.
Почему они бастуют?
Нынешняя забастовка сценаристов — крупнейшая со времён страйка в 2007 году. Тогда сценаристам удалось добиться своего, изрядно потрепав нервы кинопродюсерам и крупным студийным мейджорам, заодно доказав этим капиталистам, что вместе сценаристы — огромная сила. А вот актёрская забастовка случается в XXI веке впервые. В прошлый раз артисты отстаивали свои права на улице и с транспарантами в руках ещё в 80-х годах прошлого века. А вместе актёры и сценаристы не бастовали с 1960-х.
Главной объединяющей причиной возмущения и тех и других являются условия труда и заработная плата. Но деньги в этом споре не главное. Например, в середине июля стало известно, что голливудские киностудии предлагали актёрам компенсацию в размере 1 миллиарда долларов до старта забастовки. Те отказались, потому что больше денег их беспокоит проблема технического прогресса нейросетей. Сценаристы опасаются, что такими темпами в ближайшие годы их заменит Chat GPT-4. А актёры не хотят стать электронными аватарами-двойниками, которыми заменят живых людей.
И те и другие хотят урегулировать вопрос использования ИИ в индустрии и избежать таким образом массового сокращения рабочих мест. Тем более что проблема масштабных увольнений — не угроза из будущего, а реальность. Та же Disney весной 2023-го уволила 7000 сотрудников, в то время как CEO компании Боб Айгер увеличил себе годовую зарплату на 27 миллионов долларов. Согласитесь, возмущение рядовых сотрудников индустрии легко понять.
Как им удаётся бастовать так долго и так слаженно?
Подробней всего о внутренней кухне забастовки на своей странице в Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ) рассказывает сценаристка Лиля Ким. Она начинала свою работу в России, но уже несколько лет живёт и работает в США. Что важней всего — является членом Гильдии сценаристов. По словам Ким, слаженности и организованности профсоюзов можно только позавидовать. Организаторы страйков понимают, что долго продержаться на одном негативе не получится и поэтому важно выбрать грамотную стратегию действий в долгую.
«Пикеты вокруг студий спланированы и организованы как марафон, а не спринт. То есть — как пикники, куда людям хотелось бы приходить снова и снова. Если цель — чтобы люди протестовали с огоньком неделями, то надо как раз снизить накал, вообще убрать драму, добавить фан и комьюнити-билдинг. Иначе запал кончится раньше, чем будет достигнут результат», — рассказывает Ким.
Так, у каждой группы пикетчиков есть свой рулевой, который рассылает участникам всю информацию о предстоящем пикете заранее. Смены длятся по три часа, участие — по желанию. А чтобы это желание было и запала хватило надолго, само мероприятие должно проходить максимально комфортно: в наличии всегда есть вода, еда и приятная музыка, под которую брать измором крупные студии как-то веселее. А сам пикет построен по принципу «бастуй сам, но не мешай жить другим».
«От сопереживающих селебрити, продюсеров и компаний приезжают фуд-траки, кофе-траки. Приносят всякие сэмпл-сеты и подарки от самых разных бизнесов. Печенье, вентиляторы ручные, напитки какие-то. Все студийные ворота оборудованы пешеходными переходами. На зелёный свет сценаристы начинают ходить кругами — на красный останавливаются, давая проехать машинам. Машины въезжающие и просто проезжающие — все гудят в знак поддержки», — продолжает Ким.
Кто поддержал бастующих из числа топовых звёзд?
Если со сценаристами всё более-менее понятно, то к бастующим актёрам у многих возникли вопросы. Поддержат ли страйк топовые актёры, и если да, то как относиться к бастующим миллионерам, которые чем-то там недовольны? На самом деле поддержка звёзд очень важна. Именно солидарность актёров и актрис первой величины с артистами, лишёнными привилегий в виде статуса и известности, помогает протестующим работать как единый организм. Возмущение обычных трудяг вызывает сочувствие, но кратковременно. А продюсеры делают ставку на изнурение: у вас же однажды закончатся деньги, и вы вернётесь к работе. И именно участие маститых звёзд, которые могут пересидеть в незапланированном отпуске очень долго, помогает этой инициативе не сойти на нет.
К их числу, например, присоединился Брэд Питт, который из чувства солидарности с бастующими объявил о заморозке съёмок своего фильма про гонщика «Формулы-1». Его близкий друг и коллега Джордж Клуни также выразил поддержку протестующим, назвав эти протесты переломным моментом в истории. Чуть большему риску подверг себя режиссёр Кристофер Нолан, чей «Оппенгеймер» вышел аккурат к началу забастовки актёров. И хотя Гильдия режиссёров сумела утвердить новое соглашение с AMPTP, постановщик не остался в стороне и отказался промотировать свой фильм и приступать к новым съёмкам в знак солидарности со сценаристами и актёрами.
Другие звёзды не просто взяли паузу в съёмках, а вышли на улицы к бастующим. Например, Джессика Честейн, которая, как и все остальные, ходит под палящим солнцем под зданиями киностудий, призывая кинобоссов услышать артистов. Кстати, о своём опыте участия в страйке рассказала в личных соцсетях проживающая в США Мария Машкова. Актриса является членом Гильдии киноактёров и решила использовать своё законное право участвовать в забастовке.
Даже никак не связанный со сценарной и актёрской гильдиями рэпер Снуп Догг отменил свои ближайшие концерты, поддержав таким образом бастующих. Если они не могут нормально работать, то и нам не время развлекаться.
Чего бастующим уже удалось достичь и как страйки меняют индустрию прямо сейчас?
Большого прогресса в вопросе переговоров пока не произошло: студии выжидают, бастующие напирают. Но и ожидаемого скорого коллапса в рядах последних тоже не случилось. Самых незащищённых членов гильдий поддерживают всеми доступными способами. Например, участникам киноиндустрии, которые остались без работы во время забастовки, будут зачислены дополнительные рабочие часы, которые зачтутся им для сохранения действующей медицинской страховки.
Но всё же влияние страйков на индустрию оказалось масштабней, чем предполагалалось. Ряд проектов, чьи съёмки начались недавно или должны были начаться в ближайшее время, заморожен. Среди них продолжение «Андора», съёмки третьего «Дэдпула», второго сезона «Интервью с вампиром» и т. д.
Переносятся релизы и уже готовых фильмов. Например, кинокомпания Sony решила перестраховаться и объявила о переносе «Крэйвена-охотника» с Аароном Тейлором-Джонсоном. Кстати, одну из ролей в проекте про супергероя-антагониста с русскими корнями сыграл Юрий Колокольников. Увидеть его в фильме мы теперь сможем не раньше, чем через год: новая дата релиза — конец августа 2024-го.
Аналогичная судьба постигла продолжение анимационного хита про Человека-паука. «Человек-паук: За пределами вселенных» лишился конкретной даты премьеры, но уже точно не выйдет в марте 2024-го, как было заявлено ранее. Ряды перенесённых релизов пополнили и новые «Охотники за привидениями» с Полом Раддом: с декабря 2023-го они переехали на весну 2024-го.
Но самой громкой новостью последних дней стала отмена церемонии главной телевизионной премии США «Эмми». Организаторы мероприятия перенесли шоу на неопределённый срок. Это и понятно — о каком чествовании победителей может идти речь, когда добрая половина из них бастует на улицах Лос-Анджелеса.
Донеслась волна протестов даже до острова Лидо. Запланированная как фильм открытия юбилейного 80-го Венецианского кинофестиваля драма «Претенденты» с Зендеей не будет представлена на смотре. Продюсеры фильма во время планирования его промокампании делали большую ставку на звёздный статус самой Зендеи. Но в отсутствие её на красной дорожке смотра не стали рисковать и пока заморозили релиз картины.
Когда и чем всё это закончится?
Предсказать дальнейшее развитие событий пока не может никто: ни продюсеры, которые ждут, что сценаристы и актёры устанут, ни актёры и сценаристы, которые уверены, что смогут дожать продюсеров. Но очевидно, что забастовка двух гильдий — и правда поворотный момент в истории американской киноиндустрии.
Люди, которые привыкли часто оставаться за дверью финансовых переговоров, заявили во весь голос, что всё заработанное вместе должно и делиться на всех. Люди, которые чувствовали себя разобщёнными и ущемлёнными в правах, осознали, частью какой огромной силы они являются. А люди, находящиеся в высоких кабинетах киностудий, вынуждены заново прислушаться к тем, кто помогает им зарабатывать все их миллиарды. Теперь очень важно, чтобы и те, и другие, и третьи сумели не только проговорить, что им не нравится, но и постараться услышать друг друга.