В прокат вышел гигантский кроссовер Marvel «Мстители: Финал», объединивший в эпической битве со злом супергероев, которых не сосчитать по пальцам обеих рук. Татьяна Алёшичева разбирается в чужой вселенной.
Из-за произвола Министерства культуры, расчистившего путь очередному российскому кино за счёт фанатов Marvel, голливудский колосс вышел в российский прокат спустя пять дней после того, как его посмотрел весь мир. На момент старта в России фильм собрал за рубежом исторический бокс-офис, зашкаливающий за миллиард, у нас же побил все рекорды по предпродажам. Вряд ли кому-то нужно специально объяснять, что означенное Министерство культуры РФ и есть Танос, суперзлодей, который рушит вселенные по произволу, объясняя свои безобразные действия желанием «установить в мире равновесие». Почему перенос показа — это злодеяние? Потому, что весь Marvel шёл к этому моменту 11 лет и 21 фильм, и чувство единения фанаты должны были почувствовать синхронно, одномоментно, ведь это гигантский фансервис, рождающий чувство сопричастности Событию: «Возьмёмся за руки, друзья», — да-да, все эти смешные и важные сантименты. Потом, конечно, мы снова переругаемся из-за того, что каждый оценит фильм по-своему — но не этим ли постоянно занимаются и сами супергерои.
Премьера фильма «Мстители: Финал», The Hollywood Reporter
В прошлый раз они собирались вместе год назад в кроссовере «Мстители: Война бесконечности», чтобы сразиться с незаурядным злодеем Таносом (Джош Бролин), склонным к иезуитскому мыслетворчеству. Он собрался осчастливить одну половину человечества, уничтожив другую, — по логике усталого клерка, которому не нашлось места в переполненном вагоне вечернего метро, и он мечтает, чтобы полвагона попутчиков провалились к чертям. В финале прошлого эпика Танос одним щелчком пальцев в перчатке с магическими камнями испепелил 50 процентов живущих и раскидал противостоящую ему с дрекольем команду Мстителей по медвежьим углам разных вселенных.
В прологе нынешнего зрелища мы встречаем Хоукая, семья которого попала в злополучные 50 процентов. Это событие случается на наших глазах и заставляет дважды удивиться: во-первых, в этой сцене пусть недолго, но все же используется пресловутая «трясущаяся камера», позволяющая несколько секунд видеть происходящее соколиными глазами персонажа и будто позаимствованная из чёртовой артхаусной драмы. Второй раз удивляешься, когда внезапно понимаешь, что сочинители Marvel, кажется, цитируют выдающийся сериал «Оставленные» с его великой печалью: «Как жить, если ИХ уже нет в живых?» Но то ли ещё будет — дальше они и вовсе начнут цитировать «Большого Лебовски».
Железного человека мы застаём в прологе болтающимся на краю вечности в неподвижном звездолёте на пару со «злой синей вонючкой» Небулой. Он надиктовывает на камеру послание Пеппер, где звучит выражение «экзистенциальный ужас»: по нулям кислород и бензин, и с кем-то — она.
Кажется, ещё никогда (или, скажем, со времён фильма вселенной DC «Тёмный рыцарь») мы не видели у супергероев такой рефлексии — слово, которое, кстати, Железный человек тоже произнесёт с экрана. Боевой отряд погряз в депрессии и травмах — впору лететь на кушетку к психоаналитику. Да что говорить, если уже и сам Капитан Америка просиживает штаны в группах поддержки скорбящих. Экзистенциальное отчаяние сменяется бодрым действием, лишь когда из трухи выползает Человек-муравей (Пол Радд) и предлагает отряду неожиданный план действий.
Пересказывать дальнейший сюжет нет никакого смысла, как нет смысла пересказывать оперу, а «Мстители: Финал» — это трёхчасовая опера, в финале которой некоторые герои неизбежно умрут, потому что таков закон жанра. Лучше сказать немного про сам жанр: этот и предыдущий фильмы, призванные перезагрузить вселенную Marvel, конечно, не просто фильмы — с точки зрения механизма работы индустрии комиксов это События. Впервые метод перезагрузки применили в DC в восьмидесятые в кроссовере «Кризис на бесконечных землях», который объединил героев из разных историй, упорядочил хаос и позволил избавиться от отживших сюжетов и персонажей, закачав во вселенную DC новую кровь. Скоро оба комикс-гиганта DC и Marvel стали всё охотнее делать кроссоверы, где супергерои из разных серий собираются в кучу и это становится Событием, которое продаётся куда лучше обычных серий. Главное здесь — не переборщить и не начать выпускать теперь уже фильмы-события слишком часто, чтобы они не потеряли свою уникальность и важность. «В конце концов, когда всё — событие, то ничего уже им не является», — как сказано в свежем исследовании «Marvel против DC».
www.screengeek.net
Вот чему пытался противостоять наш местный Танос, он же Минкульт РФ, сдвинув дату премьеры — объединению фанатов во имя События. Но небольшие трогательные объединения, все эти смешные сантименты, всё-таки случатся — например, когда на долгожданных сеансах фанаты не выйдут из зала на титрах, зная, что в киновселенной Marvel принято запускать после титров по две-три дополнительных сцены. И тогда те из них, кто уже знает, что на сей раз допов не будет, расскажут об этом тем, кто всё ещё ждет, и они разделят общее разочарование. Мы всё-таки получили то, чего ждали, — рефлексирующих и погибающих героев, чувство недовольства и общего врага, чувство сопричастности и роскошный парад суверенитетов из героев и злодеев. Что может быть круче этого зрелища? Только кроссовер DC и Marvel.