Картина в картине: «Лабиринт Фавна» и картины Франcиско Гойи

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Премьера «Лабиринта Фавна» с успехом прошла на Каннском кинофестивале в 2006 году. Впоследствии фильм взял три «Оскара», и все за визуальную составляющую: операторскую работу, художественную постановку и грим. Режиссёру фильма Гильермо дель Торо удалось перевернуть (или, как мы узнаем дальше, просто вернуть) представление о том, какой может быть сказочная история. Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо и где в фильме прячутся работы художника Франcиско Гойи. Добро пожаловать в совсем другую сказку.


«Лабиринт Фавна» начинается как настоящая сказка: с легенды о принцессе из подземного мира, которая хотела увидеть солнечный свет. Принцесса сбегает в «реальный мир» и забывает о своём происхождении. Однако её отец-король оставил ей волшебные дверцы, которые нужно найти и открыть, чтобы вернуться к родным.

Подобный пролог отсылает нас к тому, как сказки переносят на экран. Первопроходцем в адаптации сказочных сюжетов был не кто иной, как Уолт Дисней, построивший на этом целую империю. Дисней придумал гениальный ход, который сейчас нам кажется чем-то очень обычным, потому что мы на этом выросли. Первые кадры всегда показывают открывающуюся книгу, которая приглашает нас в мир принцесс и принцев и кончается неизменным «жили они долго и счастливо» — и книга закрывается.


Гильермо дель Торо, как и Тим Бёртон, очень разумно считает, что сказка не должна ограничиваться рамками, которые нам навязал Дисней: «принц спасает принцессу, а ещё им помогают зверюшки». Режиссёр меняет эту концепцию, деконструирует стандартный сюжет, и в значительной степени помогло ему в этом творчество знаменитого испанского художника Франсиско Гойи.

Для начала посмотрим на цветовую гамму фильма. Чёрный фон позади героев, приглушённые тона, много кровавых пятен — отсылка к знаменитой серии работ Гойи «Мрачные картины»: особенно это видно по палитре картины «Читающие мужчины» и самой известной из серии «Сатурн, пожирающий своего сына». Дель Торо вообще обожает кровь в своих фильмах — для него это практически необходимый элемент, что возвращает нас от рафинированных сказок Диснея к изначальным средневековым нравам историй, адаптированных Шарлем Перро и братьями Гримм — жестоким, кровавым и полным смертей. Конечно, не каждая сцена в фильме мрачна и полна ужасов, но понимание того, что мы уже не в той детской сказке, нам доносят чётко и безапелляционно.



Фильм всё же очень похож на сказку. Девочка Офелия получает от магического существа старинную книгу и должна пройти три испытания для того, чтобы попасть в волшебный мир. Но дальше начинаются ощутимые различия. Задания оказываются смертельно опасны, да и Фавн внешне отнюдь не Фея-крестная — вы видели эти рога и ухмылку? — он сразу вызывает у нас подсознательное ощущение страха, хотя является чуть ли не единственным союзником Офелии в этом враждебном мире. Причём облик Фавна очень похож на чёрного козла с картины Гойи «Шабаш ведьм». Такое добром вряд ли кончится.

Самая очевидная отсылка к творчеству Гойи: сцена с Бледным человеком — к картине «Сатурн, пожирающий своего сына». Очередной квест Офелии происходит в страшной кровавой декорации. В центре сидит жуткое существо без глаз — они на тарелке, что ещё ужаснее — а на фресках вокруг доходчиво изображено, на что способен Бледный человек. В итоге Офелия ненароком будит монстра и спасается бегством, однако он успевает сожрать фей, которые помогали девочке.



Одна из главных тем фильма — отказ подчиняться. Фашистскому режиму, навязанной реальности и любым указаниям со стороны. Офелия не следует «инструкции» матери «вести себя как полагается», не слушает своего жестокого отчима и остаётся верна себе. Суть этого непослушания, свойственного детям, понятна: сделать не так, как сказали взрослые. Нарушить правила, испачкать одежду, съесть такой сладкий и желанный виноград, когда это единственное, что строго наказали не делать. Однако в Офелии есть и другая сторона — взрослое и осмысленное нежелание подчиняться тому, что противоречит её сердцу. Она защищает малыша, принеся себя в жертву, хотя далеко не каждый взрослый решится на такой шаг. К слову, это возвращает нас к сюжету картины, потому что Кронос (он же Сатурн), в отличие от Офелии, так неистово боится исполнения пророчества о собственной гибели, что поедает своих новорождённых детей. И, как мы видим, в фильме и в легенде про Кроноса справедливость всё равно находит каждого героя. Офелия воссоединяется со своей семьёй в загробном сказочном мире, а кровожадного бога свергает его сын Зевс, освобождая съеденных братьев и сестёр.


Гильермо дель Торо раскрывает нам гораздо больше, чем обычно рассказывают в сказках, даже самых мрачных и необычных. Любой фильм заканчивается титрами, а любая сказка — словом «Конец». Однако «Лабиринт Фавна» хорош тем, что после просмотра картины у нас остаётся ощущение, что у героев всё только начинается. Офелия вступает в новую жизнь со своими настоящими родителями в качестве принцессы, а Испании ещё долго предстоит бороться за освобождение от тоталитарного режима.

И самый главный гений дель Торо в том, что ему действительно удаётся разрушить шаблон сказки: это история не про то, что предначертано судьбой, а про то, что у каждого есть выбор. Выбор поступить так, как велит сердце, — или выполнить чужой приказ.

Fun fact: актриса Марибель Верду получила испанскую премию «Гойя» (угадайте, в честь кого) за роль служанки Мерседес в «Лабиринте Фавна».


Читайте также
Картина в картине: «Начало» Кристофера Нолана и Мауриц Корнелис Эшер
Екатерина Кузнецова рассказывает, как Кристофер Нолан в своей ленте оживил картины ...
«Фиалка в парнике»: Зинаида Пронченко сидит дома
Карантинный блог Зинаиды Пронченко. Заметки на манжетах домашней футболки Olympique de Marseille, не покидая комнаты. Автор иллюстрации: Катя Гендикова (...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 10
День десятый на Потсдамер-плац. Фиалка комментирует итоги фестиваля.Иллюстрации: Катя ГендиковаУходя, уходи, комментирую раздачу мишек. Что ж, вот вам па...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 9
Фестиваль подходит к концу, а Зинаида Пронченко и рада: скука как на интервью, так и на показах — пора домой.Иллюстрации: Катя Гендикова День девятый, н...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 7
Берлинале 2020, день седьмой: нежность Фиалки обманчива — не пробрать её ни Салли Поттер, ни Бурхану Курбани, ни даже Илье Хржановскому со своим «Дау».Иллюстр...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 6
В сегодняшнем дневнике Фиалка с Потсдамер-плац смотрит сандэнсовский хит «Никогда, редко, иногда, всегда», «Женщину, которая ушла» режиссёра Хон Сан Су и ходи...
Также рекомендуем
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
Каким сказочный персонаж представал на экранах.
Фильмы Тима Бёртона вот уже десятки лет затягивают зрителя в мир готического орнамента, мрачных героев и тёмных...
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
Каким сказочный персонаж представал на экранах.
Фильмы Тима Бёртона вот уже десятки лет затягивают зрителя в мир готического орнамента, мрачных героев и тёмных...
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...

Последние новости

Уэсли Снайпс отреагировал на слухи о его камео в «Дэдпуле и Росомахе»
Инсайдеры ранее сообщали о появлении актёра в образе Блэйда.
Уилл Смит уверен в успехе «Плохих парней до конца»
Актёр считает, что их фильм найдёт отклик у каждого зрителя.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»: драма в песках, но не «Дюна»
Рассказываем о триумфальном возвращении режиссёра к любимой вселенной.
«Задачу трёх тел» продлили на второй сезон
В его основу ляжет вторая и третья книга.
«Терминатор Зеро» будет хоррором
Об этом рассказал создатель аниме Мэтсон Томлин.
00:00