Рецензия на скандинавский хоррор «Скрежет»: мама, я могу лучше

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Скрежет»
«Скрежет»

В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа. Рассказываем, чем может понравиться «Скрежет» — история про 12-летнюю гимнастку и её птенца.

Тинья — профессиональный ребёнок: она честолюбива, как того хочет мать, аккуратна, как того хочет мать, миловидна, как того хочет мать, и вряд ли счастлива. Девочка занимается художественной гимнастикой, готовится к соревнованиям и принимает активное участие в съёмке семейного видеоблога, которым, как и всем в доме, заведует властная глава семьи. В кадре они образцовая финская семья, как из каталога, за кулисами картинного образа роли распределены конкретно: картонный и абсолютно безвольный отец, потакающий жене во всём, даже в новом романтическом увлечении — накачанном строителе-вдовце, нервный и озлобленный младший сын, нуждающийся в родительской любви, но абсолютно её лишённый, и красавица-дочь, надежда и отрада матери, её кукла, которую она наряжает и лелеет, надеясь получить от девочки поводы для гордости и чувство счастья. Но трудно постоянно находиться в состоянии идеала, и Тинья ломается. Не сама, а через своего пугающего и странного аватара. Подобрав в лесу птичье яйцо, она и не подозревала, что взрастит чудовище, которое возьмёт на себя роль её оберегающего и жестокого помощника. Достал брат? Мы можем его наказать. Боишься соперницы? Сделаем так, чтобы она выбыла из гонки. Кричит мать? Нет, мать мы не трогаем. Её фигура священна; божество во плоти, гнев и разочарование которого маленькая Тинья не в силах вынести.

Кадр из фильма «Скрежет»
Кадр из фильма «Скрежет»

«Скрежет» — это, конечно, история подросткового взросления. Точка невозврата, когда из образцовой куклы, потакающей всем желаниям и амбициям матери, ребёнок превращается в личность, умеющую отстоять свои границы. Метафора в фильме прямолинейна. Из уродливого птенца аватар Тиньи превратится в девочку, с мнением которой всем в семье через страх и отвращение придётся считаться. Убери этот мистический элемент из повествования, и получим историю подростковой драмы, загнанного ребёнка, изуродованного бесчувственной матерью. По стилистике визуальный ряд и неспешность нарратива близит работу режиссёрки Ханны Бергхольм с «Клыком» Йоргоса Лантимоса, хотя и такое сопоставление кажется избыточным.

Природа тёмной стороны Тиньи кроется в банальном желании ребёнка присвоить самые страшные мысли и пугающие желания кому-то другому. Это сделала не я, это сказала не я, об этом подумал кто-то другой. И этим другим «я» становится Алли. Коварный двойник, который готов сделать всю грязную работу вместо своего оригинала. С каждым новым откровением скелет чудовища обрастает человеческими чертами. И вот уже окружающие не могут различить двух девочек, хотя зрителю колоссальная разница сразу бросается в глаза. Но мы внимательно вглядываемся в бездну, в отличие от матери Тиньи.

Кадр из фильма «Скрежет»

Не удовлетворившись успехами дочери, мать, может, и не специально, но очень наглядно будет искать ей замену. Хотя бы в дочери своего любовника, младенце, детскую которого она украшает таким же цветочным орнаментом и кукольным домиком, как и в первой версии семейного очага. Скандинавский боди-хоррор, может, не слишком оригинально, но красочно препарирует связь двух женщин, зависимость одной, одержимость и непробиваемую отстранённость другой. Таких матерей обычно обсуждают на сеансах с психотерапевтом, когда наконец завершается травматичная сепарация. Но Тинье только 12, и ей предстоит длинный путь. Ей и её птенцу Алли.

Даже если тема взросления и насильственное присвоение амбиций родителей их детям — не то, ради чего вы захотите отправиться в кино, то отдельно стоит упомянуть чудаковатое аниматронное существо, которое вылупляется из огромного яйца. Пугающее и притягательное одновременно, при всём своём безобразии оно способно вызвать и жалость, и даже любовь. Поэтому сама Тинья начинает испытывать материнские чувства к этому созданию, будто бы рождённому фантазией Яна Шванкмайера.

Читайте также
Хоррор «Бабушка»: не родись красивой
Рассказываем про  новую работу режиссёра зомби-хита «Репортаж»
Как мультивселенная сошла с ума в экшне «Всё везде и сразу»
Мишель Йео предстала в своей лучшей роли в новом фильме Квана и Шайнерта
«Солярис» Андрея Тарковского: космический стыд
Вероника Хлебникова рассказывает про фильм Тарковского
Фильм «Сядь за руль моей машины»: гадание по пьесе Чехова «Дядя Ваня»
Анастасия Сенченко рассказывает о картине, которую вам необходимо посмотреть
Тяжеловато: Алексей Филиппов разбирает картину «Отец» с Энтони Хопкинсом как шесть разных фильмов
В повторный прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориа...
«Худший человек на свете» — новый фильм Триера (Это не тот Триер, о котором вы подумали)
Перед выходом картины в широкий прокат, публикуем рецензию Егора Москвитина из Канн...
Также рекомендуем
Самые интересные проекты смотра под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов».
По просьбе КИНОТВ Карина Назарова рассказывает, как жанр заставляет нас бояться.
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
Самые интересные проекты смотра под лозунгом «Всё внимание на независимых авторов».
По просьбе КИНОТВ Карина Назарова рассказывает, как жанр заставляет нас бояться.
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».

Последние новости

Журнал «Искусство кино» вновь будет выходить в печатном виде
Следующий выпуск расскажет о сериальном мышлении.
Что такое безумие: вспоминаем самые сумасшедшие эпизоды «Пацанов»
Супергеройский секс, отвал башки и звенящая пошлость.
00:00