«Клетка ищет птицу»: горизонт покоя

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева, 2023. Фото: Пионер

Побывавший на Берлинале фильм ученицы Александра Сокурова Малики Мусаевой поступил в российский прокат. О чём стремится рассказать медитативная лента о жизни на Северном Кавказе? Читайте в нашей рецензии.

Как будто бы мы это уже видели: природа Северного Кавказа, нелёгкая женская доля, герои, разговаривающие на чуждом языке, витающая в воздухе невысказанная тоска и правда, грубая, как солдатский ботинок. Современное кавказское кино от современных молодых авторов словно витает в облаках, вот только горцы в облаках не витают, а живут; они иначе воспринимают окружающий их шум и по-другому вслушиваются в тишину. И чем дальше камера убегает от городских окраин, тем отчётливее зритель различает эту самую тишину. Особого рода тишину — молчание тех, кому слова не давали. По половому зачастую признаку: вспоминаются схожие по тематике «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, «Теснота» Кантемира Балагова и «Узлы» Олега Хамокова.

Со своим первым полным метром «Клетка ищет птицу» Малика Мусаева, ученица Сокурова, ездила на Берлинский кинофестиваль — участвовала в программе Encounters. И фильм этот хорошо вписывается в нарочито утончённый, «тихий» фестивальный формат: непрофессиональные актёры, диалоги на чеченском языке, нестандартное соотношение сторон 16 на 10, чтобы создать ощущение просмотра старой фотографии, ручная камера, взвешенный кадр. Игровой фильм имитирует документальность и делает это без потряхиваний и фальстартов. Единственное, в чём зрителей обманули, так это в том, что роль чеченской деревушки исполнил посёлок в другом регионе — в Ингушетии.

Кадр из фильма «Клетка ищет птицу», реж. Малика Мусаева, 2023. Фото: Пионер

«Невесты по расчёту» горемычат не как чеховские барышни, в барской усадьбе, а в отдалённом безмятежном кавказском селении. Повсюду небо и холмы, никаких тебе панелек, заводских труб и прочих визуальных ограничителей свободы. Все ограничения — у героинь в голове.


Пускай вокруг лишь чистое небо и горизонт, скрывающий лишь девственную природную красу, идти чеченским девушкам некуда. Консервативная парадигма существования, когда о свободе вообще речи не идёт: принцип «баш на баш» — одно заточение сменяется другим. Либо тебя сватают, либо играют с тобой в «украденную невесту». Сбежать невозможно. Лишь от кого-то к кому-то. Не только клетка ищет птицу, но и птица — клетку.


Школьницы Яха и Мадина вот-вот станут совершеннолетними. Предвкушают ли они, что сила их молодости способна свернуть горы и весь мир скоро раскинется у их ног? Да, где-то в глубине души, однако реальность, продиктованная суровыми законами горцев, обязывает их жить для кого-то, а не для самих себя. Меняется признак обстоятельства, и бескрайние просторы, что вечно радуют глаза девушек и их односельчан, из «прекрасного далёка› превращаются в неизведанное и пугающее пограничье. Смех, напевание под нос и радостный бег по ветреному лугу оборачиваются для девчонок ничем. Они растеряны, а любой их протест обречён на провал. Надежду на лучший исход никто не отменял, и периодически кадр как бы намекает нам, что «неизвестность» не приравнивается к «концу». Как в том моменте, когда Яха, слоняясь по округе, ненадолго смотрит прямо в камеру, напоминая аналогичный эпизод из финальной сцены «Четырёхсот ударов» Франсуа Трюффо — взгляд, обращённый в наше с вами общее никуда, можно одновременно трактовать и как принятие безысходности своего положения, и как стремление разорвать неразрываемую границу. Даже столь прочную, как граница кинематографа и реального мира.

Как минималистичный авторский проект «Клетка ищет птицу» работает исправно. Как высказывание о том, что жизнь кавказской женщины непроста и несправедлива, вполне себе тоже. Однако это кино не совсем про исследование социальных крайностей, а про отстранённое размышление. Взросление в условиях строгой чеченской нравственности и тщетные попытки убежать в себя, дабы себя осознать и обрести, — это фон, ненавязчивая декорация. Все эти закадровые народные напевы, которые сливаются с гулом ветра и шелестом травы, бесцельные немые расхаживания — «Клетка ищет птицу» не хочет рассказывать историю, эта лента не создана для выработки эндорфина. Это кино заставляет мозг работать в отдалении от происходящего на экране, призывает лишний раз уединиться с собственными мыслями и нечаянно улететь куда-то очень далеко, прочь из кинозала.

Снимая фильм о переменах и столкновении с чем-то в разы большим, чем ты сам, Малика Мусаева не стала выходить со зрителем на прямой и очевидный диалог. Она постаралась передать впечатления и чувства, и у неё это получилось. А получится ли у зрителя проникнуться этим опытом безмолвного обмена циркадными ритмами с несуществующими людьми по ту сторону экрана — вопрос настроя и соизмеримости желаемого и действительного. Как ни крути, а за умиротворением в кинотеатры люди ходят нечасто, предпочитая трансу аттракцион.

В этом и есть «Клетка ищет птицу» — фильм, который нужно не смотреть, а в который надо всматриваться.

Читайте также
Бунтарь поневоле: рецензия на фильм «Рыжий» про поэта Бориса Рыжего и трагический голос эпохи
Кинокритик Елена Зархина о новом фильме актёра и режиссёра Семёна Серзина.
«Дурные деньги»: бунтари из интернета против богачей с Уолл-стрит
Новая лента от режиссёра «Круэллы» и «Тони против всех».
«Барби»: бунт в пластмассовом мире
«Барби» Греты Гервиг стала доступна в зарубежных онлайн-кинотеатрах и на больших отечественных экранах. Картина с Марго Робби и Райаном Гослингом собрала в пр...
Монстры живут среди нас: рецензия на сатирический хоррор «Граф»
На Netflix состоялась премьера сатирического хоррора «Граф» — нового фильма чилийского режиссёра Пабло Ларраина, получившего приз за лучший сценарий на 80-м В...
«Звук свободы»: тяжёлая картина о современном рабстве
Нашумевший триллер на больную тему.
Также рекомендуем
28 августа в 23:00 КИНОТВ покажет отреставрированную версию последнего фильма Андрея Тарковского «Жертвоприно...
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
От дебютного фильма ученицы Александра Сокурова до нового хита компании A24.
Максим Ершов советует не проходить мимо напряжённого и дискомфортного фильма.
28 августа в 23:00 КИНОТВ покажет отреставрированную версию последнего фильма Андрея Тарковского «Жертвоприно...
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
От дебютного фильма ученицы Александра Сокурова до нового хита компании A24.
Максим Ершов советует не проходить мимо напряжённого и дискомфортного фильма.

Последние новости

Уэсли Снайпс отреагировал на слухи о его камео в «Дэдпуле и Росомахе»
Инсайдеры ранее сообщали о появлении актёра в образе Блэйда.
Уилл Смит уверен в успехе «Плохих парней до конца»
Актёр считает, что их фильм найдёт отклик у каждого зрителя.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»: драма в песках, но не «Дюна»
Рассказываем о триумфальном возвращении режиссёра к любимой вселенной.
«Задачу трёх тел» продлили на второй сезон
В его основу ляжет вторая и третья книга.
«Терминатор Зеро» будет хоррором
Об этом рассказал создатель аниме Мэтсон Томлин.
00:00