«Этот дом» — анимационный шедевр на Netflix, который не стоит пропускать

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из мультфильма «Этот дом»
Кадр из мультфильма «Этот дом»

На Netflix тихо вышел британский мультфильм в технике stop motion «Этот дом», способный открыть зрителям по всему миру творческий дуэт и ещё двух режиссёров. Алексей Филиппов уверен, что это одна из жемчужин года so far, вдобавок затрагивающая темы, тьма которых сгущается во времена пандемии и недосамоизоляции.

«Этот дом» — кукольный триптих об одном здании. Сквозь века оно третирует жильцов, маня их перспективами лучшей участи. У каждой новеллы — свой стиль, режиссёр и тема. На расстоянии эпох и техник они дополняют друг друга, не использовав как будто ни одного похожего кадра. Едины лишь дом и автор сценария — драматург Энда Уолш, чьи пьесы хорошо смотрятся не только на подмостках, но и на экране. «Дискосвиней» (2001) с Киллианом Мёрфи и Элейн Кэссиди в главных ролях экранизировала Кёрстен Шеридан («Август Раш»), «Голод» (2008) стал полнометражным дебютом современного художника Стива МакКуина и бенефисом Майкла Фассбендера, а «Чат» (2010) ненадолго вернул в Европу Хидэо Накату («Звонок»). Уолш же помог Дэвиду Боуи со сценарием мюзикла «Лазарь», который стал одним из прощальных писем легендарного музыканта этому миру.

***

Итак, начало XIX века, папаша Рэймонд (Мэттью Гуд) вместе с семейством ждёт приезда нелюбимых родственников. Мэйбл (Миа Гот) отвлекается от созерцания кукольного домика, чтобы разжечь с отцом камин. Мама Пенелопа (Клоди Блейкли) хлопочет по дому и следит за новорождённой Изабель. Колонна образцово чопорных и неприятных дядь-тёть проходит по домишку с инспекцией, напоминая, что фамилия утратила былой вес из-за алкогольной зависимости отца Рэймонда, и вообще о времена, о нравы. В целом они приехали поиздеваться над положением родни: Пенелопа сама готовит пир на дюжину персон, а те ехидно хихикнут, узнав, что и шторы она тоже сшила сама.


В ту же ночь Рэймонд встретится с бутылкой, как когда-то отец, и уйдёт шататься в сумеречный лес. По законам душевной смуты глава семейства станет жертвой блуждающего огонька, точнее — криповой фигуры в балдахине (именно так) испускающей тревожный свет. Утром на пороге объявится некто мистер Томас с радостным известием: архитектор мистер Ван Шунбик купил участок земли аккурат вокруг дома и хочет кое-что предложить семейству. Он построит им новое роскошное жилище. Совершенно бесплатно. При одном условии: возвращаться сюда им будет категорически запрещено. Как выяснится при переезде, брать личные вещи — тоже. Да и корпеть над интерьером Ван Шунбик не перестанет, переделывая его в присутствии жильцов.

Кадр из мультфильма «Этот дом»
Кадр из мультфильма «Этот дом»

Открывающая глава I называется «И слышно, как плетёт узор свой ложь», её сделал базирующийся в Генте дуэт Эмма де Свааф — Марк Джеймс Рулс. Работают они, судя по всему, с валяной шерстью, что создаёт мощный акцент на фактуре. Кукольный домик, чьи жители похожи на титульную семью, с первой сцены настраивает на потенциальные манипуляции чужой волей. Изобилие паттернов на обоях и вообще в обстановке создаёт эффект накапливающейся тревоги, как в «Думаю, как всё закончить» Чарли Кауфмана, где такими же повторяющимися тропами бродила мысль главной героини. Постепенная трансформация Рэймонда и Пенелопы в предметы интерьера выглядит пугающе естественной — как будто нутром старой игрушкой набили просевшее сидение кресла.

Кукольный кубриковский макабр — жуткий дом напоминает отель «Оверлук» — богато иллюстрирует идею о статусной роли жилища. В ваншунбиковском прожекте Пенелопа больше не готовит, доверив эту задачу невидимым слугам, но заселяется семейство не столько на правах хозяев, сколько в качестве игрушек для взбалмошного архитектора. Ради фасада богатой жизни Рэймонд невольно заключает договор с «дьяволом», который с усмешкой выглядывает из тени, наблюдая расчеловечивание своих жильцов. Пока снаружи всё выглядит вполне успешно, внутри происходит дальнейшая статусная деградация четы: они уже не просто исполнители физического труда, но сами как будто субъекты производства, лишённые свободы воли.

***

На этой оптимистичной ноте приходит черёд главы II — «Утрачена правда, которую не отстоять». Шведский режиссёр Ники Линдрот фон Бар получает проклятое здание уже в точке современности и на застроенной улочке. В ситуации экономического кризиса предприимчивый крыс-девелопер (Джарвис Кокер) надеется продать дом втридорога — и вложил в ремонт уже немало средств. Ситуация становится лишь плачевнее: бригаду приходится уволить, чтобы сократить расходы, гриль-печь устанавливать по инструкции с YouTube, еду для фуршета привезли не ту (лапша и энергетики), ещё по дому шастает множество паразитов, которых нужно извести до прибытия потенциальных покупателей.

Кадр из мультфильма «Этот дом»
Кадр из мультфильма «Этот дом»

Впрочем, час Х убивает оптимизм на корню: по дизайнерским комнатам шастают зеваки, многодетные семьи и представительные люди в летах, изучающие брошюру как карту музея. Палас покрывается грязными следами, аквариум и стол разрисованы мороженым. Когда нехитрые закуски кончаются, а музыка стихает, толпа тянется к выходу. Не спешит лишь пожилая пара странных пропорций — крысы, похожие на жука и многоножку. Гипнотизируя девелопера фразой «Мы очень заинтересованы в этом доме», они сразу располагаются с комфортом и под видом дополнительного осмотра начинают здесь жить.

Глава фон Бара сфокусирована не столько на материалах, сколько на декоре и визуальных рифмах. Интерьеры дома будоражат парейдолию — способность видеть в предметах лица или другие сущности: так, интерьер гостиной напоминает мордочку кошки — или же светильники выглядят как два жука. Сходство между загадочными покупателями и насекомыми тоже остаётся на совести фантазии. Благо дискомфорт новеллы диктует эффект галлюцинации, схожий с тем, что Дэвид Линч демонстрировал в «Кроликах» (2002). На фоне стерильности дома любая соринка видится проблемой, а уж неопрятность и вовсе — почти преступлением.

«Утраченная правда…» активно заигрывает с семантикой слова «паразит»: вокруг задолжавшего банкам девелопера вращаются насекомые-вредители, неплатёжеспособные покупатели и наглая пара — все они в том или ином смысле малополезная мошка для экономической системы Великобритании. Паразитизм потребления подчёркивает уморительно-жуткий музыкальный номер в исполнении жуков, многоножек и других обитателей щелей. Впрочем, параллель работает и в обратную сторону: в отличие от цивилизованной фауны города, обитатели подвалов и свалок не копят ресурсы, выставляя их как воинские или охотничьи трофеи, а уничтожают по мере необходимости.

***

Кадр из мультфильма «Этот дом»
Кадр из мультфильма «Этот дом»

После двух жутких историй приходит черёд главы III, «Внемлите снова и ищите солнце», которая дарит надежду не упокоиться под плинтусом сансары. Доверили развязку Паломе Баэзе — английской актрисе мексиканского происхождения, чей режиссёрский маршрут только в 2017-м пересёк границу игрового и анимационного. Дебютировала она коротким метром «Хранители», где снялся Киллиан Мёрфи — её партнер по сай-фаю «Пекло» (автор романа — Алекс Гарленд, муж Баэзе и уже прославленный режиссёр).

«Внемлите снова…» продолжает притчевато-ньюэйджевую линию «Противоположных полюсов» — истории о голодной белой медведице, встретившей во льдах оптимиста-гризли. Антропоморфная кошка Роза (Сьюзан Уокома) владеет тем самым домом в отдалённом будущем, когда местность конкретно затопило, а жильцы разъехались. Остались лишь добродушный раздолбай Элиас (Уилл Шарп) и занятая всякими духовными практиками Джен (Хелена Бонем Картер, озвучивавшая медведицу в «Полюсах»). Здание в аварийном состоянии, доски трещат, обои отваливаются, из крана идёт чёрная вода, а жильцы уже несколько месяцев не платят — неоткуда взять деньги на отрезанном от цивилизации острове. Роза злится, потому что уверена в потенциале дома: еще чуть-чуть, и она увидит небо в алмазах. Когда к Джен приезжает друг по кличке Космос (Пол Кэй), он вдохновляет её и Элиаса покинуть дом ради путешествия в поисках новой жизни. Роза, конечно, планирует пойти ко дну с «кораблём».

Незамысловатый, но жизнеутверждающий финал призывает потерять то, что страшно потерять. Деятельная, мечущаяся вслед за Розой камера как будто не видит картину целиком, а то и вовсе летает в облаках грандиозных планов. И как бы старомодно ни выглядело противопоставление кристаллов и горлового пения самоубийственному трудоголизму, запертому в четырёх стенах, от первого ещё никто не умирал.

Читайте также
«Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо: месть самой жизни за нелюбовь к искусству
В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильермо дель Торо. Только в этой нуарной картине, правда, нет ни волшебства, ни...
«Событие» Одри Диван: священное право на тело
До российских кинотеатров добралось «Событие» Одри Диван. Лента французской постановщицы неожиданно для многих забрала главную награду Венецианского кинофести...
В сериале «Миротворец» Джеймс Ганн играет в солдатики: орёл, «коза» и Белый Дракон
В библиотеке «Амедиатеки» — эйфория: стартовал супергеройский сеанс саркастической психотерапии «Миротворец» от HBO Max. Режиссёр и сценарист — Джеймс Ганн, ч...
Любовь в калифорнийском духе: «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона
Ожиданиям настал конец! В обход всех фестивалей в прокат вышел необычный романтический фильм Пола Томаса Андерсона «Лакричная пицца». Максим Ершов считает, чт...
Сериал «Эйфория»: выдающееся эскапистское телешоу
На «Амедиатеке» начался второй сезон «Эйфории» — главного нынешнего шоу о подростках, где они вовсю занимаются сексом, принимают наркотики и портят свою едва...
Игры теней: «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна
14 января на Apple TV+ выходит «Трагедия Макбета» Джоэла Коэна с Дензелом Вашингтоном и Фрэнсис МакДорманд в главных ролях. Дуэта братьев-режиссёров больше не...
Также рекомендуем
Но остается одним из лучших шоу современности, которого нам будет не хватать.
Детективные сериалы, основанные на реальных событиях.
Рассказываем об экранизации одноимённого романа писателя Румаана Алама.
Но остается одним из лучших шоу современности, которого нам будет не хватать.
Детективные сериалы, основанные на реальных событиях.
Рассказываем об экранизации одноимённого романа писателя Румаана Алама.

Последние новости

Второй сезон «Дороги в тысячу ли» стартует 23 августа
Создатели сериала поделились кадрами и заставкой.
Истории Китая и метаморфозы тела: из Канн в российский прокат
Инфернальная Деми Мур, оскорблённый Николас Кейдж и новый граф Монте-Кристо.
00:00