Антиобщественное выживание: «Общество снега» Хуана Антонио Байоны

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Общество снега». Netflix

13 октября 1972 года уругвайская команда по регби Old Christians вместе с родственниками и друзьями отправляется чартерным рейсом FAU 571 на матч в Чили. На подлёте к Сантьяго самолёт врезается в скалу и терпит крушение. Уцелевшие 28 человек оказываются посреди бескрайних снегов на высоте 3600 метров без еды и тёплой одежды. Через 72 дня, к моменту их обнаружения, в живых останутся только 16.

Авиакатастрофа в Андах — одна из самых раскрученных в массовой культуре историй экстремального выживания. Сразу после спасения и сенсационных передовиц о вынужденном людоедстве катастрофу нарекли чудом, точно определив бытование этой истории между двух крайних полюсов: ужаса и избавления. Спустя 20 лет режиссёр Фрэнк Маршалл экранизировал мемуары выжившего Нандо Паррадо. Пассажиров сыграли голливудские звёзды, имена героев были изменены, в роли Нандо Паррадо — молодой Итан Хоук. В лучших традициях Голливуда Маршалл поставил духоподъёмную сказку о силе человеческой воли, несмотря на то что поедание погибших товарищей не слишком вяжется с бравым тоном повествования. Спустя ещё 30 лет вышел вдохновлённый катастрофой сериал «Шершни»: теперь подростковая сборная состояла из школьниц, постепенно звереющих где-то в канадских лесах, — их заточение растянется на несколько лет и как минимум три сезона.

Кадр из фильма «Общество снега». Netflix

Испанец Хуан Антонио Байона берётся вернуть превратившуюся в кинематографический миф историю обратно к фактам. Без сексапильных школьниц и голливудских звёзд, с испаноязычными актёрами и уважением к памяти погибших. Байона — мастер воплощать трагедии, живописать масштабные и камерные катастрофы, меняющие жизнь. Таким был его сокрушительно (и на редкость уместно) сентиментальный «Голос монстра» о принятии смерти. Такой была картина «Невозможное» о семье британцев в пучине цунами. И таким, к счастью, не стало «Общество снега».


Режиссёру хватило вкуса не смаковать жуткие подробности, а сосредоточиться на том, какое общество выкристаллизовалось в снегах: о чём спорили, на что надеялись и в чём черпали силы люди, выжившие там, где никакая жизнь не возможна. Байона рассказывает о том, в какие духовные выси нужно укрыться ярым католикам, чтобы выжить в морозильной камере, под снежной лавиной и неподъёмным чувством вины.


Фильм снят по книге уругвайского журналиста Пабло Вьерси, которую тот написал, основываясь на подробных рассказах нескольких выживших, в 2009 году. Из неё в картину перекочевала и главная утешающая и разрушающая миф о чуде идея: эта история принадлежит мертвецам, просто некоторым из них удалось вернуться к людям. Трансцендентная идея, что погибшие и уцелевшие — единое целое, стала основой выживания и фундаментом для невозможного выбора (между медленной мучительной смертью и антропофагией). Там, во чреве раскрученного самолёта, уцелевшие завещают друг другу свои тела, становятся единым организмом, выживание которого невозможно, если тот распадётся на индивидуальности.

Кадр из фильма «Общество снега». Netflix

Байона с первых кадров лишает героев личной истории и права голоса — зрителям (особенно с другого континента) едва ли удастся понять, какими людьми были уцелевшие, что отличало будущего кандидата в президенты Уругвая Роберто Канесса (Матиас Рекальт) или будущего медиамагната Нандо Паррадо (Агустин Парделья). Спустя каких-то 10 минут все пассажиры сливаются в единый организм в одной из самых зрелищных авиакатастроф в истории кино: за 5 минут экранного времени режиссёр успевает показать, как общие весёлость и оживление сменяются сначала бравадой и редкими шуточками, а затем паникой, отчаянием, ужасом, молитвами и мертвенным оцепенением.


Создатели фильма превращают трагедию в жуткое зрелище под аккомпанемент складывающихся гармошкой пассажирских сидений и хруст костей (и делают это ещё раз в сцене с накрывшей выживших снежной лавиной).


Именно поэтому в далёком 1993-м Роджер Эберт в связи с фильмом Маршалла заметил, что «есть такие истории, которые просто невозможно рассказать. История выживших в Андах — одна из них». Байона балансирует на тонкой грани, в шаге от упоения чужими страданиями (которое, как это ни постыдно, есть в человеческой природе, но не должно становиться объектом искусства). Виртуозная камера Педро Луке в мертвенной сине-серой гамме сосредотачивает внимание зрителей на предельных величинах: либо клаустрофобия погребённых заживо снежной лавиной, либо головокружительный простор горных вершин, либо опаляющее выживших солнце, либо нестерпимый холод, покрывающий их инеем, — и солнце, и ветер, и бескрайний горизонт здесь сулят не спасение, а смерть.

Постер фильма «Общество снега». Netflix
Постер фильма «Общество снега». Netflix

По Байоне выходит, что это «Общество снега» зиждилось на невозможной вне экстремальных условий уверенности: «Они поступили бы так же». Он снимает этот фильм о мистическом братстве, в котором смешались выжившие и погибшие, где живые говорят голосами мёртвых, становятся носителями их истории, присваивают их тела и свободу выбора. Выбрав в качестве рассказчика бесплотный дух (возможны ли спойлеры в истории, прогремевшей на весь мир?) 24-летнего студента юридического факультета Нумы Туркатти (Энцо Вогринчич), он возвращает право голоса тем, кто уже не напишет бестселлер о пережитом кошмаре. Без неуместного оптимизма камера Педро Луке фокусируется не на подвиге и триумфе воли к жизни, а на вине выживших, которые и после катастрофы неотделимы от спасших их мертвецов.

Читайте также
В космосе всё те же: «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»
Рассказываем о новом научно-фантастическом фильме Зака Снайдера.
«Я вас научу улицу любить»: «Слово пацана» — роман взросления от Жоры Крыжовникова
Один из самых стильных и влиятельных сериалов года.
Гонки со смертью: биографическая драма «Феррари»
Культовый американский режиссёр переосмысляет судьбу выдающегося автогонщика.
Она написала кибернуар: «Убийство на краю света»
Уютный и захватывающий детектив, в котором мы нуждались этой зимой.
«Великая магия» Нанни Моретти: снять фильм и не сойти с ума
Об обаянии фильма итальянского постановщика, отсылающего к Федерико Феллини.
Также рекомендуем
История про реальную мошенницу, обманувшую почти весь высший свет Нью-Йорка.
КИНОТВ В очередной подборке лучших сериалов месяца Татьяна Алёшичева пишет о возвращении блудного Чаки,...
Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.
Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA
История про реальную мошенницу, обманувшую почти весь высший свет Нью-Йорка.
КИНОТВ В очередной подборке лучших сериалов месяца Татьяна Алёшичева пишет о возвращении блудного Чаки,...
Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.
Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA

Последние новости

Завершились съёмки байопика про Майкла Джексона
Последней отснятой сценой стал клип Thriller.
«Ромул» станет гибридом первых и вторых «Чужих»
Что обещает режиссёр Федерико Альварес.
«300 спартанцев» станут сериалом от Warner Bros. Television
В качестве режиссёра может выступить Зак Снайдер.
00:00