![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/52d/99h1ezmre1s6cderr40moz95u740l1ce.jpg.webp?1707482594296462)
На Amazon Prime Video вышла интеллектуальная комедия дебютанта Корда Джефферсона «Американское чтиво». У фильма пять номинаций на «Оскар», в том числе в главной категории. На награды претендуют актёры Джеффри Райт и Стерлинг К. Браун, а также сценарист Корд Джефферсон. Неудачливый темнокожий писатель-интеллигент, который никак не может продать новое произведение, пишет шуточный роман, состоящий из одних только стереотипов об афроамериканцах, и книга становится бестселлером. Максим Ершов объясняет, почему уморительная история, вроде бы погружённая в американский контекст, актуальна и понятна и в других странах.
Телониус Эллисон (Джеффри Райт) по прозвищу Монк — средних лет писатель и преподаватель одного из калифорнийских университетов. Во время очередного семинара профессор написал на доске тему занятия — рассказ Фланнери О’Коннор «Гипсовый негр». Одна из учениц была оскорблена словом на «н», хотя сидят в аудитории исключительно белые молодые люди. Руководство вуза отстранило Монка от занятий на неопределённый срок, и писатель отправился в родной Бостон на скучную книжную ярмарку, а заодно повидать семью. Книги Эллисона, наполненные многочисленными аллюзиями на древнегреческие трагедии и отличающиеся сложным языком, не пользуются популярностью, зато прекрасно продаётся произведение молодого автора Синтары Голден (Исса Рэй) под названием «Мы из гетто», состоящее исключительно из клише об афроамериканцах. Монк в ужасе от современных читателей и издателей. Новый роман автора никто покупать не хочет.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/f1b/wm80f2rk8n8cplsloqst11pwfoezuqos.jpg.webp?1707482610982820)
В Бостоне у Эллисона скоропостижно умирает сестра (Трэйси Эллис Росс), а у матери (Лесли Аггамс) прогрессирует Альцгеймер. Помощи от младшего брата Клиффа (Стерлинг К. Браун), который только-только развёлся, ожидать не приходится. Расстроенный Монк в порыве праведного гнева за одну ночь пишет шуточный роман про плачущих гангстеров-афроамериканцев, бедное детство, полицейское насилие, наркотики. В книге полно сленга, а грамматические ошибки есть даже в названии. Телониус подписывается псевдонимом Стегг Р. Ли и смеха ради отправляет книгу агенту, а тот продаёт издателям. Особенно все в восторге от того, что автором является якобы беглый преступник. Монк и рад бы остановить продвижение и продажу ненавистного романа, но никогда прежде автору не предлагали таких денег, а несколько сотен тысяч долларов лишними точно не будут.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/622/2v3ovr5mmkdx8yd3x3e1m2j5f578u2e0.jpg.webp?17074826311764550)
«Американское чтиво» заставило обратить на себя внимание победой в зрительском голосовании на фестивале в Торонто. Картина обогнала «Оставленных» Александра Пэйна и «Мальчика и птицу» Хаяо Миядзаки. «Американское чтиво» — дебютный фильм Корда Джефферсона, сценариста сериалов «Хранители» и «Станция одиннадцать». В основе картины лежит роман Персивала Эверетта «Стирание», опубликованный в 2001 году. Эверетт — писатель и преподаватель университета Южной Калифорнии — срисовал Монка с себя. Джефферсон же добавил к чужой истории собственный опыт журналиста и начинающего сценариста.
Хотя на первый взгляд может показаться, что у фильма американская проблематика, которая будет понятна только на родине, это совсем не так. Картина Джефферсона является одновременно ироничным и многомерным высказыванием на тему отношений творца с публикой и с собой, но не только.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/1a9/agidp6gruhgsc8xmjbffetv8p1v874lq.jpg.webp?17074826632889954)
Пишущий сложные романы Монк никак не соотносится в глазах общественности с клишированным образом афроамериканца. Почему темнокожий автор не говорит про криминал и бедность? С одной стороны, Джефферсон посмеивается над издателями и критиками, которые не способны отличить искреннюю книгу от пародии на роман и спешат кричать о новом голосе в литературе, с другой, над читателями, которые хотят быть в тренде, не имеют собственного мнения и ищут простейшие сюжеты. Достаётся и либералам, сторонникам культуры воукизма. Монк кричит агенту, что не верит в расу, на что получает достойный ответ — зато в неё верят другие.
Но в шутках создателей картины нет злости. Как и Монк, Джефферсон относится к окружающим автора с меланхоличной иронией и принятием. Да, люди такие и вряд ли когда-либо изменятся. Парадоксально, но аудитории не нужна правда, её больше интересуют мифы и выдуманные образы. На самом деле во многом на сконструированной реальности базируется культура США, да и американская мечта в целом. Монк бесится, что афроамериканец сводится до трёх-четырёх черт, и справедливо считает, что темнокожие многограннее.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/328/3jc1a36rqonosd0ksvr4ri83eu4opl1m.jpg.webp?17074826931739132)
Однако главный герой тоже далеко не сахар. Писатель восседает на троне, считая себя большим автором, отказывается слушать порой разумные советы и ссорится с каждым встречным. Отец Телониуса покончил с собой, сын не хочет себе в этом признаваться, но на самом деле его давно переполняют злоба и отчаяние. Монк сталкивается не только с депрессией, но и с тяжёлым личностным кризисом. Кто же он есть на самом деле? Монк видит себя интеллектуалом, а читатели и издатели ждут от него другого. Писателя критикуют за недостаточное освещение проблем афроамериканцев, не читает белая (как и темнокожая) публика, не ценят организаторы литературных премий. Нет, Монк не конъюнктурщик и не гоняется за сиюминутной славой, но всё же. А ещё автор тотально несчастлив и одинок, попросту плохо ладит даже с родными. Трагедия писателя — в несовпадении чужих ожиданий и самоощущения.
«Американское чтиво» уверенно подтверждает, что Джеффри Райт — замечательный и во многом недооценённый актёр. Райт регулярно появляется на вторых ролях в блокбастерах («Бэтмен» и «Голодные игры: И вспыхнет пламя»), в сериалах («Мир Дикого Запада» и «Подпольная империя»), в авторских картинах («Город астероидов» и «Выживут только любовники»), но впервые у актёра есть возможность в полной мере раскрыть свои таланты. Фактически Райт играет двух человек: подавленного и отшучивающегося Монка, а на созвонах с издателями и голливудскими продюсерами, которые хотят экранизировать ещё не вышедшую книгу, приходится притворяться уголовником из неблагополучного района. В обеих ипостасях актёр упоительно харизматичен.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/47d/43swe0e3zb34h4z2xmrzoilw41q6ews0.jpg.webp?17074827281843570)
Картина Корда Джефферсона является тёмной лошадкой на «Оскаре». Трудно сказать, удастся ли фильму завоевать хотя бы одну награду, но это совершенно точно одна из самых умных и сложно устроенных комедий года, ударяющая сразу в несколько болевых точек. Помимо лежащих на поверхности связанных с творчеством тем и борьбы за право быть собой, это ещё и кино о важности семейных отношений и о балансе между работой и личным. Не стоит откладывать в долгий ящик настоящую жизнь ради подчас эфемерного успеха.