На днях завершился Московский международный кинофестиваль, которому в этом году всё же удалось пройти офлайн несмотря на тернии пандемии. Строгий масочный режим и отсутствие горячих обсуждений с режиссёрами фильмов после показов не повлияли на возможность насладиться синефильскими хитами со всего мира из параллельным программ, а также премьерами из основного фестивального конкурса. Ксения Ильина собрала список из пяти фильмов — фаворитов смотра.
«Лето у дедушки» («Moving on Nammaewui Yeoreumbam»), реж. Юн Данби, Корея, 2019
С неохотой сестра, младший братик и их отец загружают вещи в семейный минивэн и отправляются к дедушке на окраину Сеула. Дедушка теперь нуждается в серьёзном уходе, поэтому папа вызывает на реюнион поколений ещё и тётю, которой как раз нужно сменить обстановку. Жизненные неурядицы и горе-муж её изрядно утомили. Семейство быстро сближается, а за поливкой огорода, совместными ужинами, ритуалами отхода ко сну, ссорами брата и сестрёнки в этом корейском фильме открывается неподдельная жизнь с её сменами чёрных и белых полос, утратами и взрослением самого молодого поколения. Семья тут — символ принятия и безусловной любви, образец, к которому обычно отсылают на сеансах психотерапии. Этот невероятно уютный дебют Юны Данби приехал в Москву с Роттердамского кинофестиваля, одного из последних состоявшихся смотров до локдауна, где получил приз зрительских симпатий.
«Материнский инстинкт» («Maternal»), реж. Маура Дельперо, Аргентина, 2019
В центре внимания режиссёрки Мауры Дельперо — католический приют в Аргентине, в котором находят пристанище заблудшие беременные девушки или уже с детьми на руках. Среди них — Лу и Фати. У Лу есть очаровательная дочурка Нина, за которой в череде своих тайных романов за стенами приюта Лу не успевает приглядывать. Фати ждёт ребёнка и пытается оградить бунтарку Лу от очередного нагоняя от начальницы приюта. Однажды Лу бесследно пропадает, оставляя Нину в приюте под присмотром сестёр. Примерно в это же время туда приезжает новая монахиня Паола, которая быстро привязывается к Нине. Вера девушки оказывается под угрозой — проснувшееся материнское чувство к маленькой Нине затмевает настоящую цель её приезда. Фильм Дельперо очень точен в раскрытии жестокого внутреннего конфликта новоиспечённой монахини. Те желания, которые мы прячем глубоко внутри и от которых бежим, в один момент вырываются на свободу.
«Триумф» («The Big Hit Un Triomphe»), реж. Эммануэль Курколь, Франция, 2020
Картины с гордым значком несостоявшегося смотра «Cannes-2020» продолжают шествие по другим мировым фестивалям. Этьен (Кад Мерад) давно решил, что его актёрская карьера и в будущем не сдвинется с мёртвой точки. Поэтому он стал театральным постановщиком. Но и тут, кажется, успех не торопится настигать его. Однажды Этьен принимает предложение начальницы одной из французских тюрем. Отныне ему поручено руководить театральным кружком. У всех заключённых, вальяжно усевшихся за столом на первой встрече необычной труппы, — свои причины на то, чтобы начать играть. Один хочет доказать себе, что на что-то способен, другой — похвастаться перед женой, третий — стать образцом для подражания для своего сына. Этьен предлагает заключённым поставить «В ожидании Годо» Беккета. Страсть Этьена заражает и новоиспечённых актёров, и к моменту премьеры спектакля на сцене одного из парижских театров внутренний мир воров, убийц и наркоторговцев становится неузнаваем. Фильм Эммануэля Курколя основан на реальных событиях. Это темпераментное, искреннее кино о том, как любовь к делу своей жизни способна сворачивать горы, а ещё, конечно, картина о неподдельной внутренней свободе.
«Вполголоса» («In a Whisper a Media Voz»), реж. Хайди Хассан, Патриция Перес, Куба, 2019
Когда-то будущие документалистки Патриция Перес и Хайди Хассан жили на Кубе, вместе росли и начинали творить. Никто не обещал, что будет просто, но девушки не подозревали, что жизнь приготовит им уж столь тяжкие испытания. Одна нелегально эмигрировала из Нидерландов в Испанию, воспользовавшись приглашением на студенческий проект. Там она долго сводила концы с концами, берясь за любую работу и при этом стараясь не растерять крупицы вдохновения и продолжать снимать. Другая спустя годы оказалась с мужем в Швейцарии. Обе — странницы, чужие на новом месте, пытаются пересобрать себя, свои жизни, свою потерянную на расстоянии близость. Это трогательное видеоэссе, посвящённое родине, дружбе, любви, материнству и творчеству, пронзительная попытка зафиксировать хрупкий круговорот, в котором женщины теряют друг друга и находят вновь.
«Гипноз», реж. Валерий Тодоровский, Россия, 2020
Юный москвич Миша (дебютант Сергей Гиро) доставляет домашним много беспокойства. Он ходит во сне: уже как-то прогуливался босиком по морозу, и мало ли ещё куда может забрести. Озабоченная мама (Екатерина Федулова) решает показать мальчика известному на всю столицу гипнологу Волкову (Максим Суханов). Миша техникам Волкова не поддаётся, но с энтузиазмом становится его учеником. Однако не всё так просто, и в какой-то момент Миша уже не уверен, что всё, что он всегда считал за реальность, является ею на самом деле. Валерий Тодоровский снял картину, основанную на собственном гипнотическом опыте, который в случае с ним тоже вроде так и не случился. В титрах рядом с фамилией Тодоровского стоит имя сценаристки главных российских женских фильмов последних лет («Комбинат “Надежда”», «Верность») Любы Мульменко. Обычно её имя является символом прекрасных живых диалогов и психологически тонких сценарных ходов. Но, увы, на этот раз на бумаге диалоги явно оказались лучше, чем в устах актёров, — очевидно, дело лишь в том, что Мульменко не дали той творческой свободы, к которой она привыкла. Тем не менее фильм оставляет в раздумьях надолго после просмотра — это сильная история о запутанной реальности с открытым финалом.