![Кадр из фильма «Остров»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/bd3/2z5t4hxksbm2p48tipv9i5mrvaymxi1a.jpg.webp?165570277018530)
В этом году международный фестиваль документального кино «Артдокфест» в России можно будет увидеть только в Москве: с 31 марта по 7 апреля. Победители были объявлены ещё в Риге. В Латвии фестиваль проходил с 3 по 8 марта. В Москве будет показана большая часть конкурсных картин, фильмы из программ «Среда», «История в историях», «После союза», «Psycho.doc», «ParaDocs», «Кино будущего», а также пройдут специальные показы. Максим Ершов выбирает 7 наиболее интересных фильмов из насыщенного конкурса «Артдокфеста».
«Остров», реж. Светлана Родина, Лоран Ступ, 2021
На острове в Каспийском море расположена маленькая русская деревня. Относится она к Республике Дагестан. Во времена СССР здесь находился успешный рыболовецкий колхоз. Население острова за последние 30 лет сократилось с 3 000 до 50-60 человек. В современной России о деревне благополучно забыли: на острове нет ни электричества, ни больницы, ни администрации. Но жизнь на этом не заканчивается, в семьях рождаются дети. Маленькая школа продолжает функционировать. На еду и минимальные удобства местные зарабатывают ловлей осетров. Нелегальной — лицензии на рыбалку ни у кого нет.
«На проклятом острове нет календаря, ребятня и взрослые пропадают зря…» Супружеская пара и дуэт режиссёров Светлана Родина и Лоран Ступ снимали фильм в течение трёх лет. Премьера картины состоялась в 2021-м на фестивале Visions du Réel, а в этом году на «Артдокфесте» она удостоилась гран-при. Это очень трогательная и человечная история о людях, которые, несмотря на сложные условия жизни, продолжают верить в будущее и перемены. Ведь совсем без веры нельзя. Трудно за этой деревней не увидеть метафоры России в целом, особенно провинциальной её части, изолированной от информации, технологий и других людей. Об этом же говорят и создатели фильма.
«Начальник отряда», реж. Никита Ефимов, 2021
![Кадр из фильма «Начальника отряда»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/313/u3m8zgqfu9s1o4uwjedmr11flk5q8a23.jpg.webp?165570277016824)
Режиссёр Никита Ефимов отправляется в исправительную колонию № 6, чтобы снять фильм о пенитенциарном учреждении. В качестве героя глава тюрьмы (а не режиссёр!) выбирает образцового молодого и обаятельного начальника отряда. Он не даёт автору снимать заключённых и их ежедневную рутину, уверяя, что все подобные действия нужно мучительно долго согласовывать с руководством. Сам начальник отряда уверен, что в исправительной колонии снимать нечего.
Никита Ефимов — выпускник филологического факультета Псковского государственного университета и Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. «Начальник отряда» — его третий фильм, впервые молодой режиссёр участвует в конкурсе «Артдокфеста». Снята картина была всего за четыре дня. Фактически режиссёр признаётся, что ему не удалось сделать фильм о тюрьме, но у него выходит кино о кино. Мы и раньше знали, что документальная комедия существует, но не могли себе и представить, что она может разворачиваться в таком учреждении. Принимая навязанные начальником отряда правила игры, заключённые активно участвуют в съёмках: один читает искренний рэп, другой под запись приходит просить об УДО, третий освобождается из места лишения свободы. Удивительно, что, когда правда не может быть показана, а постановка бросается в глаза, в зазоре между ними всё равно видна реальность, пусть и под необычным углом. Схожего эффекта добивался Виталий Манский в картине «В лучах солнца» о Северной Корее.
«Бабий край», реж. Елена Жигаева, 2021
![Кадр из фильма «Бабий край»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/255/r4o7o48jsoaev0t8fyi6rljns9nrs2n7.jpg.webp?165570277120406)
Старинный город Солигалич находится в Костромской области, неподалёку от границы с Вологодской областью. Это настоящий застывший во времени и пространстве музей под открытым небом, таких в России даже слишком много. В Солигаличе до сих пор нет газового отопления, дома местных жителей отапливают печи. В сапого-катальном цехе на месте бывшего храма женщины вручную производят валенки. Кажется, что только они знают этот процесс. Сменится поколение — валенки здесь делать перестанут.
Елена Жигаева за «Бабий край» удостоилась на «Артдокфесте» приза за режиссуру. И завораживает здесь не столько процесс изготовления валенок, сколько многофигурный образ русской женщины, сильной и самостоятельной. Главные героини картины живут в нищете, но и не думают унывать. На тоску и жалость к себе просто нет времени. Почти у каждой из них за плечами трагическая история, а на руках дети, за которыми больше некому ухаживать. В Солигаличе мужчины уезжают на заработки в крупные города, а их супруги в одиночку успевают трудиться, вести домашнее хозяйство и воспитывать мальчиков и девочек. В редкие перерывы между работой женщины танцуют, поют, на какое-то мгновение погружаются в мечты о принце на белом коне и тут же посмеиваются над собой, не веря ни в каких принцев.
«Кино с балкона», реж. Павел Лозинский, 2021
![Кадр из фильма «Кино с балкона»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/509/moj7sdz2mhwe7pjgwh6g20bb33pen48e.jpg.webp?165570277194442)
Режиссёр Павел Лозинский в течение двух с половиной лет с балкона своей варшавской квартиры снимал проходящих мимо него по улице людей. В помощниках у него были только микрофон и штатив для камеры. Ничего не подозревавшим прохожим автор задавал самые простые вопросы: как поживаете? кто вы и чем занимаетесь? что вы хотите рассказать? Некоторые герои появляются в кадре раз, другие возвращаются. Так, например, вышедший из тюрьмы Роберт рассказывает Лозинскому о том, как он злится после освобождения — работы нет, перспектив тоже. Режиссёр даёт герою свои вещи. Вскоре Роберт снова появляется под балконом и с гордостью сообщает, что трудится по 12 часов в сутки, но денег всё равно не хватает. Диджей Анжела только и рада покрасоваться перед камерой: она танцует, трещит без умолку и передаёт всем привет. Другие же прохожие, услышав приветствие с балкона, ускоряют шаг.
В прошлом году «Кино с балкона» победило в программе «Неделя критики» фестиваля в Локарно. Осенью 2021-го Лозинский участвовал в «Послании к человеку» с другой картиной, снятой с балкона, — «Маски и люди». В ней автору было важно зафиксировать состояние поляков во время локдауна, объявленного властями в связи с пандемией коронавируса. В новой работе режиссёр скорее исследует отношения случайного человека с камерой. «Кино с балкона» стоит особняком в конкурсе «Артдокфеста» этого года. В нём главным героем выступает не человек или группа людей, а место как персонаж. Балкон диктует режиссёру драматургию фильма. Картина рассказывает сразу несколько историй, всё это расходящиеся в разные стороны тропинки. И ни режиссёр, ни зрители не знают, куда они приведут, ведь конечная точка остаётся вне поля зрения.
«Cotton100%», реж. Михаил Бородин, 2021
![Кадр из фильма «Cotton100%»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/c3e/7p2r1ggu6z11kbtynq38vp7xd26rels5.jpg.webp?165570277158160)
В современном Узбекистане принудительный труд остаётся повсеместной практикой. Каждый год Мухаббат должна сдавать на хлопкозавод норму, которая никак не зависит от внешних обстоятельств. Дождь или другое ненастье — цифры неизменны. Всё потому, что хлопок Мухаббат выращивает на земле, принадлежащей государству. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, женщина-фермер сама всё солнечное время проводит в поле. Правозащитница Елена (другая героиня фильма) каждый год под чутким присмотром полиции вступает в поединок с принудительным трудом. Она пишет сотни жалоб и обращений, фиксирует нарушения и уговаривает людей отказываться от работы в унизительных условиях.
Михаил Бородин родился в Узбекистане, но переехал в Москву и сформировался как режиссёр уже в России. В этом году он уже успел выпустить два фильма: художественный и документальный. Первый — «Продукты 24» — был показан в программе Panorama Берлинского фестиваля и рассказывает историю «гольяновских рабов». «Cotton100%» (название отсылает к надписи, которую люди во всём мире видят на бирке на одежде) — не менее страшный в своей правдивости фильм. В нём нет жёстких сцен пыток физических, но не обходится без психологического насилия. А у главной героини Мухаббат, в отличие от тёзки из «Продуктов 24», нет никаких фантасмагорических снов, куда можно сбежать от суровой реальности.
«Куда мы едем?», реж. Руслан Федотов, 2021
![Кадр из фильма «Куда мы едем?»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/ecd/7ux0qioscisvrsqt8a8zuf58wamayqe1.jpg.webp?165570277234504)
Фильм представляет собой один год из жизни московского метрополитена. Камера Руслана Федотова следит одновременно за толпой, единым фронтом движущейся в одном направлении, и за отдельными людьми. В новогоднюю ночь мужчины в красных шапках приплясывают по дороге к эскалатору, нетрезвый Дед Мороз ввязывается в оживлённую беседу с девушкой о Достоевском, а гармонисты отмечают праздник на лавке одной из станций. Репертуар представлений в метро богатый. В день ВДВ пьяные десантники, не говорящие по-английски, пытаются донести свои мысли о родине и врагах до удачно попавшихся под руку двух американских сержантов из охраны консульства. Заплаканная женщина долго просит о чём-то знаменитую «Птичницу» на «Площади Революции», в ритуал вмешиваются китайские туристы. А вот братание представителей разных народов по случаю общей для всех победы Хабиба Нурмагомедова. То там, то тут неслучайно появляются люди в форме, а рядом — задержанные.
В прошлом году картина белорусского автора Руслана Федотова участвовала в конкурсе фестиваля IDFA и получила там приз за лучший дебют и операторскую работу. Режиссёр признаётся, что идея фильма родилась у него давно. Документальную картину о метро он хотел снять ещё в родном Минске, но удалось реализовать замысел только в Москве. «Куда мы едем?», конечно же, фильм не о транспортной системе, а о жителях столицы. Начинается он с того, как толпа на одной из станций спальных районов Москвы спускается в подземелье, зрители следуют за ней. Федотов признаётся, что хотел провести эксперимент: можно ли, спустившись в метро и не поднимаясь на улицу целый год, отразить ту жизнь, что происходит наверху. Двусмысленное и красивое название фильму дал диалог двух не очень трезвых мужчин. Один никак не может добиться от едва стоящего на ногах товарища чёткого ответа на вопрос: «Куда мы едем?»
«Ипподром», реж. Владимир Логинов, 2021
![Кадр из фильма «Ипподром»](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/211/7pler39u6qabx7rgfi7fbhsgbo1mi4ii.jpg.webp?1655702772302536)
Расположенному в центре Таллина ипподрому почти 100 лет. Всё, что сегодня осталось от него, — одинокая конюшня. Раньше же здесь кипела жизнь: это место было не только центром развлечений, где можно было сделать ставку, сюда приходили джентльмены в котелках с прекрасными дамами под руку. Ипподром даже в советскую эпоху был примером времяпрепровождения по американскому или европейскому образцу. Сегодня здесь собираются ностальгирующие по ушедшей эпохе любители конного спорта и проклинают настоящее. Тут же тренируют лучших шведских скаковых лошадей, проходят свадебные фотосессии и необычные вечеринки. В ближайшее время на месте ипподрома городские власти обещают построить современный офисный комплекс.
Владимир Логинов не зря выбирает изысканное контрастное чёрно-белое изображение. «Ипподром» — ода притягательному историческому месту, в котором время законсервировалось, это возможность оказаться в прошлом. Логинова интересует пёстрое коммьюнити, состоящее в основном из пожилых мужчин. Остаётся только гадать, что с ними будет, когда не станет ипподрома. Их субкультура и история привязаны к этому месту, без него их не представить, да и разговоры о славных деньках тридцатилетней (если не больше) давности потеряют всякий смысл.