Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
Warner Bros. Pictures

Сергей Сергиенко рассказывает о «Дюне» Дени Вильнёва — долгожданном блокбастере со звёздным составом, от которого даже начинает рябить в глазах. Вспоминаем несчастливую судьбу прошлых экранизаций и восхищаемся визуальными решениями Вильнёва, которые, по мнению критика, могли случайным образом вытеснить из повествования важные для первоисточника темы.

Арракис — планета-пустыня, способная сломить почти любого. Нещадные лучи местного светила выжигают почти всё живое, а песчаные бури способны резать металл. И тем не менее Арракис издавна считается крайне важной точкой вселенной. Всё дело в специи — особом веществе, добыть которое можно только на пустынной планете. В недалёком прошлом Арракисом управлял дом Харконненов, но недавно Император переменил свою милость, назначив главным над добычей специи дом Атрейдесов — один из сильнейших в Галактике. На планету, неофициально прозванную Дюной, прибывает и юный Пол Атрейдес, наследник дома и по совместительству Избранный, к пришествию которого Арракис готовился едва ли не столетие.

Трейлер фильма «Дюна»

История экранизаций «Дюны» до нынешнего фильма интересна сама по себе. Первой попыткой перенести знаменитый роман Фрэнка Герберта была по-своему легендарная несбывшаяся лента Алехандро Ходоровски — мегаломанский проект, рухнувший под собственной тяжестью. Следом за роман взялся Дэвид Линч, но результат оказался плачевным: критики разгромили третью полнометражку режиссёра, а сам Линч с годами признал свою экранизацию полным провалом. Наконец, в 2000-х Джон Харрисон снял для Syfy «”Дюну” Фрэнка Герберта» — бюджетную, но довольно точную попытку перенести оригинал на малые экраны в формате сериала. В итоге за книгой закрепилось звание «неэкранизируемой» — ни одна попытка не смогла в полной мере передать величие романа и его непростые темы.

Визионер Дени Вильнёв подошёл к материалу по-своему, поставив во главу своей версии форму, а не содержание. В то время как роман Герберта разбирает темы экологии, политики и религии, Вильнёва куда больше интересует не внутреннее, а внешнее устройство мира далёкого будущего.

По всему видно, с какой тщательностью подходили авторы к проработке тех или иных элементов дизайна: так, например, внешний вид летательных аппаратов во многом основан на биологических особенностях стрекоз, а в тяжёлой броне дома Атрейдесов сквозит что-то хитиновое, как у насекомых. При этом парадная форма явно отсылает к чуть ли не нацистской эстетике, что также прослеживается и в городе Атрейдесов на Дюне, который выглядит как безумный гибрид древнеегипетских пирамид и военных бункеров времён Второй мировой войны. Облик служителей Бене Гессерит, особой школы тренировки тела и разума, словно списан с греческой православной церкви, а местное население Арракиса ожидаемо несёт в себе черты ислама — как и в оригинальном романе.

Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
Warner Bros. Pictures

Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
Warner Bros. Pictures

При этом за образами чаще всего не скрывается каких-то смыслов, что несколько обидно: только через визуальные средства можно было бы передать множество важных для Герберта тем, не прибегая к прямому проговариванию в монологах персонажей. Вильнёв местами и правда делает упор на образность, якобы скрывая смыслы за, например, частой демонстрацией головы быка, висящей на стене дома Атрейдесов, но в конечном счёте метафора оказывается эдаким симулякром и не несёт какого-то глубокого смысла.

При этом нельзя сказать, что у Вильнёва не получилось: вселенной Герберта во многом и требовалось некое созерцательное повествование, опирающееся на сложные и одновременно с тем знакомые образы. Заниматься вивисекцией «Дюны» — крайне увлекательное занятие, не менее затягивающее, чем поиск смыслов в романе-первоисточнике. К тому же очевидно, что Вильнёв по-своему прочувствовал произведение и демонстрирует именно то, что важно лично для него. С этой точки зрения «Дюна» работает прекрасно: режиссёру удалось пропустить текст через себя и сделать его своим — не просто добавить собственное видение, а именно что создать что-то личное. Это на все сто процентов «Дюна» Дени Вильнёва, пусть в основе и лежит произведение Фрэнка Герберта.

В отличие от того же «Бегущего по лезвию 2049» в руках режиссёра был изначально умный и интересный текст, над которым нужно было провести работу, а не создать произведение по мотивам. И, как показывает результат, подобный подход работает куда лучше: если в сиквеле фильма Ридли Скотта за визуальным рядом скрывалась откровенная безыдейность и сценарная слабость, то текст Герберта остаётся интересным даже при вынимании из него отдельных важных элементов.

Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
Warner Bros. Pictures

Другой вопрос, как повернётся фортуна к экранизации дальше. Проблема в том, что «Дюна» охватывает едва ли половину оригинального романа и обрывается на самом интересном месте, как никогда откровенно намекая на выход сиквела. Вильнёв уже работает над сценарием и открыто заявляет, что вторая часть станет «кинематографическим удовольствием», в очередной раз напирая на визуальную составляющую картины. И, конечно же, призывает смотреть именно на большом экране: величественный Арракис на малых экранах якобы теряет часть своего шарма. Спорить с ним трудно: на создание детализированного мира было потрачено очень много усилий, и рассматривать его лучше как можно более пристально. Тогда будет не так уж обидно из-за исчезновения отдельных смыслов в угоду зрелищности.


Читайте также
«Узники страны призраков»: дикий, дикий (к счастью) Кейдж
Не все фильмы с Николасом Кейджем одинаково хороши, но К...
Cвет мой, зеркальце, скажи: бодрый мета-док Билла Бенца о певице St. Vincent
«Женщина, которая излучает тотальное сексуальное напряже...
Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана
Влад Шуравин разбирается, удалось ли режиссёру вернуться к истокам.
Фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»: и вокруг него тоже
До родного проката наконец-то добрался один из самых долгожданных отечественных фильмов года — «Петровы в гриппе» Кирилла Сер...
Пути/ы материнства: на Венецианском фестивале показали фильм «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол 
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экранизацию одноимённого романа Элены Ферр...
«Шан-Чи и легенда десяти колец»: супергеройская разборка в стиле кунг-фу
В российском прокате новейший марвеловский фильм, в центре сюжета которого супергерой азиатского происхождения. Картина насел...
Также рекомендуем
26 ноября компания «ПРОвзгляд» выпускает в российский прокат режиссёрский дебют Семёна Серзина «Человек из Подольс...
Смогли бы люди выжить на  планете Арракис из романа Фрэнка Герберта.
Тимур Алиев рассказывает, чего ждать от нового детища Constantin Film
26 ноября компания «ПРОвзгляд» выпускает в российский прокат режиссёрский дебют Семёна Серзина «Человек из Подольс...
Смогли бы люди выжить на  планете Арракис из романа Фрэнка Герберта.
Тимур Алиев рассказывает, чего ждать от нового детища Constantin Film

Последние новости

Журнал «Искусство кино» вновь будет выходить в печатном виде
Следующий выпуск расскажет о сериальном мышлении.
Что такое безумие: вспоминаем самые сумасшедшие эпизоды «Пацанов»
Супергеройский секс, отвал башки и звенящая пошлость.
00:00